Развитие системы наставничества на промышленных предприятиях страны сегодня обсуждали в УрГЭУ представители Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей и HR-специалисты со всей России.
Какого-то профессионального стандарта «Наставник» сегодня в России не существует. Однако на место специалистов старой закалки приходит всё больше молодёжи. Соответственно — растёт необходимость передачи практических знаний о производственных процессах.
«Когда новый человек приходит на предприятие, ему необходимо пройти период адаптации, включения в работу, — делится наблюдением заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Марина Данильченко. — Это актуально для всех половозрастных групп: вчерашних студентов, мамочек, вышедших из декрета, солдат, вернувшихся с СВО, работников серебряного возраста. Им всем на новом месте нужен наставник, который будет показывать: «Делай как я!»
Разработка профстандарта «Наставник» сегодня ведётся Государственным университетом просвещения по заданию Министерства просвещения России. Исполняющая обязанности ректора вуза Ирина Кокоева отметила, что многочисленные правотворческие инициативы сейчас «приводятся к общему знаменателю». Каждая из отраслей имеет свою специфику. Поэтому для создания какого-то общего профстандарта нужно заимствовать различные компетенции, например, в сфере управления персоналом.
Директор института цифровых технологий управления и безопасности УрГЭУ, заместитель председателя комиссии СОСПП по развитию системы компетенций и квалификаций Александр Коковихин отметил, что эта задача особенно актуальна ввиду объявления 2023 года в России Годом педагога и наставника. Представители различных предприятий Урала и других регионов страны поделились практиками наставничества, которые они применяют уже сегодня, несмотря на отсутствие профстандарта.
«Мы заключаем соглашения о сотрудничестве с колледжами и техникумами на стажировку их студентов на предприятиях «Алабуги», — рассказала руководитель службы администрирования образовательного кластера «Особая экономическая зона «Алабуга» Эльвира Фомина. — Если студент поступает, допустим, «на электрика», значит, он уже мотивирован, он проходит соответствующую практику на одной из предприятий ОЭЗ, за ним закреплён определённый сотрудник, который получает прибавку к зарплате за эту работу. Плюс часть обязанностей по профориентации берёт на себя профессиональный HR. Таким образом, к окончанию СПО у молодого специалиста есть уже три года рабочего стажа, и он станет желанным сотрудником на любом предприятии по своему профилю».
О важности материального поощрения наставников говорила также менеджер по обучению и развитию, руководитель направления Дирекции по корпоративному обучению и работы с вовлечённостью ООО «ЕВРАЗ» Софья Порхунова: «Если человек сам не заинтересован, исполняет поручение «из-под палки», то какой же из него получится наставник? Между тем, многие наши подразделения, например, дивизион «Ванадий» работают со специфичными технологиями и материалами. Поэтому передача знаний необходима. Мы реализуем собственную систему наставничества уже четыре года и активно поощряем специалистов, которые обучают молодёжь».
Также в ходе заседании выступили руководитель кафедры «Сервис в транспорте» Корпоративного университета Московского метрополитена Александр Посадский, Руководитель направления «Управление квалификацией» АО «ЕвроХим» Наталья Шумихина, директор центра оценки квалификации ОДК «Климов» Людмила Стругова и руководитель направления по развитию системы наставничества производственного обучения и практик ПАО «НЛМК», доцент кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Анна Макарова.
В Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей входит большинство крупных и средних предприятий, работающих на территории Свердловской области. Комиссия по развитию системы компетенций и квалификаций призвана обеспечить взаимодействие между членами союза и уральскими вузами, осуществляющими подготовку специалистов для предприятий.
Материалы и фото: пресс-служба УрГЭУ