Skip to content

Ученые УрФУ выяснили, как сформировать свойства материалов для авиа- и аэрокосмической промышленности

Коррозионная стойкость, однородность сплавов, полученных в условиях невесомости, лучше, чем у аналогичных образцов, полученных в земных условиях. Вместе с тем сплавы, созданные при земной гравитации, более плотные, более прочные, с большей теплопроводностью и электропроводностью, выяснила группа физиков из России и Германии. Ученые провели исследование, в котором сравнили, как происходит кристаллизация сплавов в разных условиях и как это влияет на свойства материалов. Результаты работы исследователей помогут создавать материалы с улучшенными свойствами для аэрокосмической и авиационной промышленности, а также для смартфонов. Выводы собственного моделирования и сравнение результатов опытов коллег физики Уральского федерального университета и Йенского университета им. Фридриха Шиллера опубликовали в одном из ведущих мировых научных журналов Physics Reports.

«Мы рассмотрели образование дендритов под воздействием внешних полей — электромагнитного и гравитационного, что позволило понять, как меняется микроструктура материала и как это сказывается на его химических и физических свойствах. Так, изменяя мощность полей или уменьшая ее практически до нуля, как бывает, к примеру, в условиях микрогравитации на Международной космической станции, можно управлять дисперсностью дендритной микроструктуры при кристаллизации материалов, что и будет влиять на характеристики сплава в твердом состоянии», — рассказывает руководитель лаборатории многомасштабного математического моделирования УрФУ Дмитрий Александров.

Такой показатель, как гравитация, влияет и на физические, и на химические свойства материалов, показали в статье ученые. Так, «земной» образец получился более плотным, но с концентрированной усадочной «раковиной» в верхней части. Зато нижняя часть образца имела лучшие (в сравнении с условиями без гравитации) характеристики по прочности, теплопроводности и электропроводности. Аналогичный сплав в условиях невесомости получался более однородным, с повышенной коррозионной стойкостью, но менее плотным.

«Более важным критерием для получения необходимых свойств является температура, а именно скорость охлаждения и градиент температуры в случае направленного затвердевания. К примеру, при переохлаждении в -150 °С (или 123 Кельвина) в сплаве появляется много кристаллов, а при температуре в почти +2 °С (или 275 кельвинов) этих кристаллов немного, но они успевают вырасти. От этого, казалось бы, незначительного факта зависят такие свойства, как микротвердость, хрупкость и другие характеристики конечного изделия», — поясняет старший научный сотрудник лаборатории математического моделирования физико-химических процессов в многофазных средах УрФУ Любовь Торопова.

В работе ученые исследовали, в частности, сплав из никеля и алюминия. Материалы из таких сплавов широко применяются в смартфонах, планшетах (высокоэлектропроводящие элементы), деталях машин, из них также изготавливаются двигатели для малогабаритной авиации. Кроме того, физики изучили варианты затвердевания титано-алюминиевого сплава.

«Например, сплав титан-алюминий перспективен для использования в различных отраслях промышленности, так как он интересен как высокотемпературный материал с высоким пределом текучести и превосходной устойчивости к коррозии. Поэтому он широко используются в аэрокосмической и авиационной промышленности. Кроме того, данный сплав обладает наилучшим комплексом механических, эксплуатационных и коррозионных характеристик, позволяющих конкурировать с традиционными алюминиевыми сплавами и полимерными композиционными материалами», — заключает Любовь Торопова.

На фотографии Любовь Торопова, соавтор исследования и научной статьи. Фото: пресс-служба УрФУ. 

Мероприятия

Екатерининская ассамблея

Поделиться:

Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp