Специалисты Уральского федерального университета создают технологии и продукты для отечественных компаний. Ученые разрабатывают импортозамещающие технологии в таких сферах, как новая энергетика, передовые производственные технологии, новые материалы, электроника, информационные технологии и искусственный интеллект, атомная промышленность. В основе разработок большая часть комплектующих отечественного производства. Работы проводятся в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра (УМНОЦ) мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы». О последних достижениях и планах на ближайшие годы специалисты рассказали на конференции УМНОЦ, которая проходит 13–14 февраля в Екатеринбурге.
Среди новинок — автоматизированная система управления объектами дорожного движения (АСУДД). Специалисты УрФУ с коллегами из «Уральского оптико-механического завода» разрабатывают дорожный контроллер и программный модуль для этой системы. Цель разработки — централизованное управление объектами дорожной сети (светофоры, периферийные устройства, передатчики информации и др.) с расширенными возможностями удаленного централизованного адресного контроля состояния объектов в городах России.
«Направление светотехники — это одно из основных направлений гражданского приборостроения для АО “ПО “УОМЗ”. Светотехника — это всегда высокая конкуренция и борьба за своего клиента, именно по этой причине в 2024 году, в очередной раз озаботившись вопросом приобретения уникальных конкурентных преимуществ и возможности комплексно оснащать участки дорожной сети качественной и современной продукцией, мы совместно со специалистами УрФУ поставили перед собой задачу разработать уникальный дорожный контроллер с программным модулем, который бы отвечал всем современным трендам отрасли, а также предоставлял удаленное централизованное управление всеми возможностями светосигнальных устройств, которые разработаны и продаются объединением, это и регулировка яркости, и смена/установка дополнительного контента, и изменение величины звукового давления и многое другое», — рассказывает директор НКБ гражданского приборостроения АО «ПО «УОМЗ» Сергей Искачёв.
Как поясняют разработчики, в планах — создать универсальный контроллер, который может быть встроен в различные системы АСУДД и который поможет регулировать транспортные и пешеходные потоки: управлять светофорами, мониторить транспортные потоки, общественный транспорт, детектировать ДТП и ЧП, метеоусловия и пр.
«Перед нами стоит задача — в 2025 году создать универсальный дорожный контроллер, который может работать как замкнутая система, обрабатывать сигналы по протоколу распределения, дальше образовывать маленькую сеть. И плюсом этот же контроллер может включаться в АСУДД, которые присутствуют на территории Российской Федерации», — поясняет заместитель директора по науке УПИШ УрФУ Валентина Овчинникова.
В 2024-м специалисты проанализировали рынок, потенциальных конкурентов и возможности УОМЗ. В этом году разработчики планируют создать опытный образец, а в 2026-м вывести его в серийное производство и на рынок. При этом, как утверждают разработчики, основные элементы нового контроллера будут состоять из отечественных компонентов.
Другая разработка специалистов УрФУ с индустриальными партнерами (ООО «Система») — создание модели на основе искусственного интеллекта и разработка ПО для локализации мест неисправностей высоковольтных линий электропередачи. Программа поможет определять локализацию неисправностей и прогнозировать аварийные отключения в электрических сетях. Данные система будет получать от сети бесконтактных датчиков, передающих сообщения по спутниковой связи.
«Перед нами стоит задача разработать модели машинного обучения для локализации неисправностей линий электропередачи в сетях 6–10 кВ. Помимо обучения моделей мы планируем совершенствовать разработанный модуль для программного обеспечения партнера, что поможет повысить точность и оперативность локализации неисправностей в распределительных сетях, прогнозировать развитие неисправностей и оптимизировать техническое обслуживание и ремонт электрооборудования. Также мы планируем развивать новые технологии сбора, обработки и анализа измерений параметров электромагнитного поля ЛЭП с помощью бесконтактных датчиков», — перечисляет заведующий научной лабораторией цифровых двойников в электроэнергетике УрФУ Александра Хальясмаа.
Как поясняют исследователи, на сегодня в России нет импортных аналогов, а разработка будет полезна электросетевым компаниям, промышленным предприятиям.
В рамках УМНОЦ, кроме того, специалисты УрФУ, ЮрГУ, КГУ работают над созданием технологий для создания сплавов, высокоскоростного железнодорожного транспорта, газотурбинных двигателей, дизель-генераторов, защиты данных, беспилотной авиации и многого другого.
Справка
Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы» создан для объединения потенциалов образовательных и научных организаций реального сектора Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Центр участвует в получении конкурентоспособных технологий и продуктов, и их последующей коммерциализации, а также подготовке кадров для решения научно-технологических задач с целью прорывного развития по приоритетным направлениям и повышения конкурентоспособности экономик субъектов в периметре центра.
По материалам: пресс-служба УрФУ