Свердловская магистраль проводит комплекс превентивных мероприятий для обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов в период весенних паводков и ледохода. В крупных железнодорожных узлах и на ключевых станциях сформировано 22 специальных противоразмывных поезда.
В составе таких поездов – 150 платформ со щебнем, бутовым камнем, песком, круглым лесом и пиломатериалами, а также вагоны с необходимыми инструментами и оборудованием. Они предназначены для предотвращения случаев деформации земляного полотна и подтопления железнодорожных путей, защиты инженерных сооружений во время снеготаяния и пропуска паводковых вод. Противоразмывные поезда размещены на специально отведенных для них путях с возможностью отправления в обе стороны (к месту проведения работ) незамедлительно.
Оперативным штабом СвЖД разработан план дислокации специализированного подвижного состава и техники, а также регламенты действий восстановительных бригад. Организованы проверки состояния водопропускных труб, систем водоотводов на станциях и прилегающих территориях. Под особым контролем – состояние искусственных сооружений: проводится работа по очистке от снега откосов насыпей и выемок, кюветов, водоотводных канав. Для этого максимально задействована специализированная техника. Ежедневно измеряется уровень воды в реках около железнодорожных мостов.
На местах осуществляется постоянное взаимодействие с подразделениями МЧС и органами власти.
В настоящее время в регионах присутствия СвЖД наблюдается эффект так называемых «температурных качелей» – достаточно резкие перепады температуры воздуха в течение суток.В результате таяние снега происходит постепенно. По прогнозам гидрометеорологической службы СвЖД, активная фаза весеннего паводка и вскрытие ото льда основных рек в границах дороги начнется во второй половине апреля. Однако при резком потеплении развитие половодья может быть стремительным. Уровень воды в крупнейших реках (Туре, Ишиме, Тавде, Демьянке, Сосьве, Оби, Иртыше, Тоболе) в этом году может превысить средние многолетние значения.