27 сентября состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена кадров, который в 2023 году проводился по номинации «Наставничество на рабочем месте». Победители и призеры конкурса рассказали о своих практиках. В завершении конференции прошел круглый стол «Наставничество. Такое разное и такое похожее».
Открывая церемонию награждения победителей, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин отметил, что на конкурс в 2023 году поступило 195 заявок, из них 115 — от организаций-работодателей, 80 — от образовательных организаций. Наибольшую активность в конкурсе проявили предприятия машиностроительной отрасли. Не последнюю роль в этом сыграл Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении, функционирующий на платформе Союза машиностроителей России.
Результаты конкурса формируют базу данных лучших практик, размещенную в открытом доступе на сайте Базового центра подготовки кадров.
«За каждым победителем и призером конкурса стоит история успеха и результативной работы, с которой можно уже сейчас ознакомиться, — подчеркнул Артем Шадрин.
Каждый кейс победителя или призера конкурса содержит не только презентацию и общее описание практики, но и детальный алгоритм ее реализации, включая целевые показатели, механизмы финансовой и нефинансовой мотивации, решение вопросов по отбору и подготовке наставников.
После награждения победители и призеры представили свои практики, поделились результатами и перспективами их дальнейшего развития.
Специалист первой категории отдела оценки персонала корпоративного института ООО «Газпром трансгаз Томск» Галина Мазур и психолог отдела оценки персонала корпоративного института ООО «Газпром трансгаз Томск» Анна Поликарпова рассказали о практике «Наставничество в ООО «Газпром трансгаз Томск»: преемственность, безопасность, надежность».
Практику «И один в поле — воин!», реализованную в АО «Ново-Вятка», представили начальник цеха №6 Александр Шихалеев, начальник бюро по развитию производственных систем Сергей Злотко, а также ведущий специалист по социальным программам группы управления персоналом Оксана Катаева.
Начальник отдела организации и сопровождения стажировки обучающихся в производственных цехах Производственно-учебного центра авиационного кластера государственной корпорации «Ростех» на базе ПАО «ОДК-УМПО» Нина Айнулина рассказала о практике «Система наставничества: от студента до будущего отечественного авиастроителя».
О совместной практике «Энергия молодости КТЗ» рассказали директор по персоналу Калужского турбинного завода Татьяна Витебская идиректор Калужского кадетского многопрофильного техникума им. А.Т. Карпова Татьяна Драницина.
Еще две практики («Проект наставничества VeKтОр» Международного аэропорта «Внуково» и «Наставничество как актуальная персонал-технология» ПАО «ОДК-Сатурн») по поручению их носителей представил заместитель руководителя Базового центра подготовки кадров Егор Кулебякин.
Конференция завершилась работой круглого стола «Наставничество. Такое разное и такое похожее». Его участники обсудили опыт формирования и развития наставничества в службе занятости населения, наставничества студентов в проектной и исследовательской деятельности, а также наставничества детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации. Экспертами по данным вопросам выступили заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнин, главный научный сотрудник лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Высшее образование в России» Владимир Никольский идиректор Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Юго-восточного межрайонного центра «Семья» Лариса Таёкина.
Подводя итоги мероприятия, руководитель Базового центра подготовки кадров Ольга Клинк коснулась и вопросов разработки профессионального стандарта наставнической деятельности. Она отметила, что профессиональный стандарт, и это следует уже из названия, описывает профессиональную деятельность и не затрагивает деятельность наставников-волонтеров, тем более, не исключает ее. Разрабатываемый документ должен дать системное, четко структурированное описание того, что делают наставники, какие умения и знания необходимы им. Это поможет в определении должностных обязанностей, формировании требований к результатам подготовки наставников и в разработке соответствующих программ. Да, и сами наставники, анализируя профессиональный стандарт, смогут лучше разобраться в своем функционале, оценить соответствие своих компетенций заданным требованиям, и, при необходимости, спланировать дополнительное обучение.