В Екатеринбурге состоялось заседание комиссии СОСПП по развитию инфраструктуры и государственно-частному партнерству (ГЧП) на тему «Проблематика и перспективы создания инфраструктурных объектов в Свердловской области в 2025 году».
В мероприятии приняли участие члены комиссии, представители органов исполнительной и муниципальной власти, институтов развития и бизнеса.
О приоритетах развития инфраструктурных проектов на территории Свердловской области рассказал заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.
«Мы наблюдаем растущую активность потенциальных инвесторов в проработке проектов ГЧП. Понятно, что в основном они прорабатываются на перспективу, в условиях нынешней ключевой ставки многие проекты не «полетят». Поэтому на сегодня важно переориентировать взаимодействие органов власти и Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, других отраслевых союзов и инвесторов на возможность применения иных мер поддержки. К примеру, это инструменты Фонда развития промышленности, выделение земельных участков без торгов в рамках масштабных инвестпроектов, льготное кредитование в сфере туризма и ряд других инструментариев, которыми сегодня институты развития и финансовые учреждения могли бы оказывать поддержку действующим проектам», – подчеркнул Дмитрий Ионин.
О ситуации с реализацией инфраструктурных проектов на территории Свердловской области рассказал заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области Сергей Сосновских.
«Если говорить про оценку региона в целом, на уровне Российской Федерации, по итогам 2023 года (которые подводились в середине 2024 года) Свердловская область заняла 14 место по уровню развития ГЧП и 5 место по развитию нормативно-институциональной базы-среды, улучшив результат на 11 позиций. Считаю, что этот успех важно сохранить, и на это на сегодняшний день направлены наши усилия», – отметил заместитель министра.
О финансовых инструментах создания, модернизации и развития промышленной инфраструктуры регионов в 2025 году рассказала управляющая отделением ВТБ по Свердловской области Валентина Жильцова. В первую очередь, по словам Жильцовой, это оживление программы 1764, новый старт которой ожидается предварительно этой весной. Также интересна бизнесу может стать программа Ростуризма 141. Её особенность – окно финансирования открывается два раза в год – это требует особого внимания со стороны заявителей. «Мы посмотрели в принципе статистику 2024 года по туризму. Банковский сектор профинансировал в 2,5 раза больше выдав кредитов в 2024 году по сравнению с 2023 г. Основной объем программы Ростуризма фактически приходится на Москву, Московскую область, Краснодарский край, Алтай. Алтай с точки зрения выборки».
Также программы, с которым активно работают банкиры, это фонд развития промышленности (ФРП) и программа Минсельхоза.
«Стоит отметить, что не так просто пользоваться и банковской программой субсидирования и претендовать у ряда министерств на безвозмездные гранты. Все равно проекты нужно очень детально прорабатывать, обсуждать и реализовывать в индивидуальном порядке», – добавила эксперт.
Так, например, корпорация «Маяк» получит от банка ВТБ в рамках программы по развитию внутреннего туризма льготное заимствование в 2,4 млрд рублей на строительство в Екатеринбурге второй очереди отеля Ramada. Практические аспекты формирования заявки для целей конкурсного отбора и привлечения федерального финансирования в инфраструктурные проекты на примере строительства второй очереди Ramada by Wyndham Yekaterinburg представил вице- президент ООО «Корпорация Маяк» Андрей Волчик. Кредит будет предоставлен под льготную процентную ставку, исходя из расчета: ключевая ставка Центробанка * 0.3% + 3% годовых.
«Субсидирование не может превышать 80% от общей стоимости проекта, соответственно, компания должна подтвердить возможность вложить в строительство 20% собственных средств», – подчеркнул эксперт.
Опытом применения механизмов государственно-частного партнерства на практике поделился заместитель директора АО «Корпорация «Атомстройкомплекс» Александр Копылов.
«В портфолио компании — две школы, построенные в Екатеринбурге по концессии — это школа № 41 на ВИЗе и школа № 314 в Пионерском микрорайоне. В течение пяти лет после ввода мы осуществляем техническую эксплуатацию таких школ, реализуем комплекс дополнительных услуг, тогда как министерство образования реализует основную учебную программу. Помимо школ в разработке еще два крупных проекта, отвечающих приоритетным национальным задачам, — их реализация также возможна с применением механизмов государственно-частного партнерства. Это создание туристического кольцевого автомаршрута, который свяжет Екатеринбург, Тюмень и Ханты-Мансийск — он подразумевает строительство туристической инфраструктуры на маршруте, что позволит развивать автотуризм на Урале, создаст новые драйверы для развития малых городов. И второй проект — это создание высокотехнологичного центра среднего-профессионального образования, который бы объединил на своей площадке ряд профильных колледжей и потенциальных работодателей, повысил бы престиж средне-профессионального образования, позволил решить кадровый дефицит и привлекать абитуриентов из других регионов», – отметил представитель строительной компании.