В 2023 году возросла роль Свердловской области как транспортно-логистического хаба на восточном направлении. Развивающаяся местная инфраструктура делает удобной для перевозчиков таможенную обработку грузов в Екатеринбурге вместо Москвы. Генеральный директор ООО «Уральский горнопромышленный холдинг», член Президиума СОСПП, председатель комитета Союза по транспорту и логистике Сергей Мазуркевич в своем интервью подробно рассказал о ситуации и тенденциях развития транспортной отрасли Свердловской области.
— Сергей Леонидович, как Вы оцениваете состояние транспортно-логистической отрасли в Свердловской области? Какие проблемы наблюдаются?
— Транспортно-логистическая отрасль Свердловской области в настоящий момент переживает бурные изменения. Эти изменения связанны с многими факторами: общей переориентацией рынков, приоритезацией логистики, включенностью региона в реализацию проектов, влияющих на архитектуру транспортно-логистического сектора страны. Екатеринбург обретает статус «Сухого порта», концепция которого предусматривает строительство складской инфраструктуры, потенциал которой позволит обеспечить возможность обработки и хранения грузов для осуществления международной торговли; развитие транспортной сети способной улучшить связь между регионами и взаимодействие между различными видами транспорта.
Среди проблем, которые стоит отметить, можно выделить общую для многих сфер экономики проблему кадрового обеспечения отрасли. Автомобильные перевозчики долгие годы говорят об увеличении среднего возраста водителей и непопулярности профессии, что в совокупности с прогнозируемым ростом потребности служит сдерживающим развитие фактором. Железнодорожная отрасль также испытывает дефицит профессиональных кадров, который в условиях структурных логистических перестроений создает труднопреодолимые преграды.
Еще одна проблема — старение автопарка, определенный дефицит тягового подвижного состава, импортозамещение запасных частей, всё, что связано с обслуживанием имеющейся техники, а также приобретением и обслуживанием новой техники других марок.
— Какие направления перевозок наиболее востребованы?
— Автомобильные международные грузоперевозки региона в 2023 году были ориентированы преимущественно на восточное и южное направления.
По данным АСМАП, доля китайского направления в 2023 году составила 52%, Турции и Монголии — по 12%, что в целом обеспечивает рост объемов автоперевозок в 2023 году почти на 15% по сравнению с предыдущим годом. Если говорить про железнодорожные перевозки, то в условиях избыточного спроса, востребованными здесь являются и восточное и западное направления. С началом каникул и перевозкой пассажиров на юг усилится грузонапряженность в направлении Северного Кавказа.
— В каких отраслях наблюдается наибольшая потребность в грузоперевозках? Почему?
— Наибольшую потребность в перевозках испытывает промышленный сектор региона. В условиях лимитирующих ограничений, накопленной в ходе зимних простоев потребности в железнодорожных грузоперевозках и приоритезации транзитного вагонопотока многие промышленные предприятия региона испытывают сложности с доставкой своих грузов. Уголь, нефтепродукты остаются неотъемлемыми составляющими транзитных грузопотоков, оказывающих ограничительное влияние на местные рынки.
Торговые сети традиционно являются активными потребителями автомобильных грузоперевозок.
— Какую роль Свердловская область стала играть после перестройки транспортно-логистических маршрутов на Восток?
— Железнодорожный транспортный узел Свердловской области объединяет транзитные грузопотоки из 32 центральных районов России на пути в Западную Сибирь, Дальний Восток, страны Центральной Азии. На текущий момент СВЖД продолжает играть ключевую роль в транзитной дороге при передаче подвижного состава на восток в адрес западно-сибирской дороги под погрузку угля.
— Оцените готовность транспортно-логистической инфраструктуры Свердловской области? Какие есть проблемы и возможности у региона?
— Транспортно-логистическая инфраструктура активно развивается, в каких-то направлениях с опережающими темпами, в некоторых, испытывая дефицит возможностей. Так, например, объем транзита грузов железнодорожным транспортом настолько велик, что его ресурсов и емкости не всегда достаточно для удовлетворения спроса местных производителей. Тем не менее у участников рынка и системных регуляторов есть общее понимание существующих проблем. В таких условиях первостепенной является задача принятия своевременных, скоординированных решений.
Поскольку наш регион является одним из системообразующих звеньев в транспортно-логистической цепочке страны, его возможности развития определены утвержденными на федеральном уровне программами развития транспортной системы государства.
— Какие тенденции в транспортно-логистической отрасли можно выделить? Чего стоит ожидать в 2024 году?
— Ожидаем продолжение настройки логистической системы региона под определяющим воздействием внешних факторов. Перестройка логистических цепочек определяет потребность в проработке новых направлений и маршрутов международных грузоперевозок. Увеличение товарооборота с Китаем – тенденция, которая сопровождает развитие отрасли последние годы. В условиях комбинации транспортных маршрутов ожидается увеличение числа контейнерных перевозок.
Важной составляющей развития является принятие необходимых мер по решению проблем, связанных с координацией транзитных и местных железнодорожных грузоперевозок, а также вопросах кадрового обеспечения отрасли.
Подробнее читайте в материале Коммерсантъ.