В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол на тему: «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения». Под председательством Валерия Фалькова, министра науки и высшего образования РФ, было представлено исследование «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», над которым работали исследовательские группы из 13-ти российских университетов. Участники мероприятия ответили на вопросы, как система высшего образования справилась с вызовами пандемии, какие цифровые механизмы внедрили вузы и зависит ли напрямую качество получаемых знаний от форматов обучения?
Участники:
— министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий ФАЛЬКОВ;
— ректор Томского государственного университета Эдуард ГАЛАЖИНСКИЙ;
— ректор НИУ ВШЭ Никита АНИСИМОВ;
— ректор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Виктор КОКШАРОВ;
— Президент СОСПП, президент группы «Синара» Дмитрий ПУМПЯНСКИЙ;
— ректор Московского городского педагогического университета Игорь РЕМОРЕНКО.
«В начале года мы поставили важный вопрос: что происходит с нашим качеством образования?», — говорит Валерий Фальков. Ранее было только общее представление об этом, и был важен научный подход, чтобы понять, что произошло с качеством образования за время пандемии. При этом, как отметил министр, понятие «качество образования» — неопределённое как в России, так и во всём мире. Каждый понимает под этим своё. В разработанный документ была включена целая совокупность параметров, по которым можно определить это качество.
Валерий Николаевич обратил внимание на несколько наиболее важных моментов:
«Полный перевод высшего образования в «дистант» невозможен, поскольку это ведёт к существенному снижению качества образования». Министр науки и высшего образования отметил, что во время пандемии в обществе появились страхи, что высшее образование может измениться до неузнаваемости, что занятия будут проходить только дистанционно. Такой исход по мнению министра невозможен. Дистанционное обучение должно быть выбором самого студента и лишь по некоторым образовательным программам, чтобы не навредить всей системе высшего образования.
«Сегодня у студентов появляется нормальное отношение к смешанному формату обучения. За 1,5 года пришло осознание того, что разумное сочетание очного формата с удаленными форматами работы не сказывается на качестве образования, позволяет держать соответствующий уровень образования», — говорит Валерий Фальков.
«Критичным является уровень цифровой инфраструктуры университета для обеспечения качественного образования. Отсутствие инфраструктуры и технических возможностей для эффективного смешанного обучения сразу очень сильно сказывается, это риск для качества образования». Валерий Николаевич пояснил, что ведущие вузы страны, которые уделяли много внимания развитию цифровой инфраструктуры, смогли сохранить уровень образования. А те вузы, которые и до этого не имели программ цифрового развития, не ставили перед собой такие задачи, к сожалению, потеряли в эффективности, не смогли перестроиться. «Не сама пандемия существенно снизила или повысила качество образования, а она лишь как рентген высветила все проблемы, которые есть в высшей школе».
Тему важности цифровизации в университетах продолжил ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский: «Для нас стало очевидно, что те вузы, которые вкладывались в формирование цифровых инструментов и каких-то решений, оказались наиболее готовыми к пандемии и продвинулись в логике формирования новых образовательных результатов, знаний, умений, навыков, компетенций».
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в прошлом ректор Дальневосточного федерального университета отметил, что пандемия позволила студентам развить «soft skills». Студенты пришли на помощь врачам, внедрив свои научные разработки в их деятельность, помогали и преподавателям при переходе на дистанционный формат обучения, проводили для них консультации, создали специальный call-центр для преподавателей. Так сформировалось целое сообщество студентов, которые уже во время обучения получают практические навыки. Так, к студентам-архитекторам приходят запросы от горожан о проектах по улучшению придомовых территорий. «Ребята получили возможность развивать свои soft skills будучи студентами в университете через механизм обратной связи и взаимодействия. Развитие soft skills-компетенций, которые по ряду международных исследований составляют до 85% успешности в XXI веке – очень важное направление», — говорит Никита Анисимов.
Ректор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, член Президиума СОСПП Виктор Кокшаров продолжил тему включения студентов в работу:
«Если мы будем говорить о качестве образования как о результате, то самое важное: найдут ли выпускники работу своей мечты, устроятся ли они достойно для того, чтобы был выстроен карьерный трек и найдет ли работодатель того самого выпускника, который ему крайне необходим?», — говорит Виктор Кокшаров. «Трудоустройство – главное мерило качества. Оно, в целом, не пострадало. Выпускники находят себе место в жизни и устраиваются, значит, качество образования в ведущих вузах точно не упало».
К встрече онлайн подключился Президент СОСПП, Президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский, он рассказал, что для него важно, как для работодателя:
«От того, насколько специалисты будут готовы к работе в реальном секторе, какие идеи они смогут привнести в промышленность, зависит не только конкурентоспособность отечественной продукции, но и экономическая безопасность страны, и её позиция на мировой арене. Поэтому мы бы хотели, чтобы учебные заведения шли в ногу со временем. Активно вводили в образовательные программы на всех уровнях и направлениях новые компетенции <…>. А так как это двусторонний процесс, мы, работодатели, готовы предоставлять свои ресурсы, экспертизу, и учебные полигоны для практического обучения будущих специалистов. И я очень рад, что в докладах ректоров уже прозвучало, что такая кооперация в регионах и в других ведущих университетах уже выстроена».
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «Наше участие в этом исследовании, прежде всего, касалось анализа того, что же происходит с нашим образовательным процессом. Как меняется обучение». Как отметил Игорь Реморенко, с появлением дистанционного обучения, преподавателям пришлось в большей мере придумывать, как вовлечь студентов в процесс обучения. Какие-то идеи могут появиться и при самостоятельном поиске, при прохождении курсов, а какие-то требуют большой командной работы и «брейншторма». Свое выступление он завершил словами: «Нельзя сказать, что дистанционное обучение каким-то образом заменит традиционные форматы, но мы сделаем выводы, и такое обучение будет обогащать традиционные форматы, так как разные элементы содержания образования в разных форматах осваиваются наиболее эффективно».
Эдуард Галажинский обобщил результаты исследовательской работы 13 университетов и выступил с предложением: «Есть риск, что сильные становятся ещё сильнее, слабые становятся ещё слабее. Как вы отнесетесь к идее «Национальная инициатива в области качества [высшего] образования»? Для нас стало совершенно очевидно и неожиданно, когда мы собрали все лучшие практики, увидели, что они складываются в некоторую систему, которая в рекомендательном порядке может позволить любому университету выстроить системную работу в области повышения качества».
Валерий Фальков такую инициативу поддержал и предложил создать документ, который будет доступен не только профессионалам сферы высшего образования, но и широкому кругу людей.
По материалам: scientificrussia.ru