Точка зрения

12.11.13

М.Г. Черепанов, первый Вице-президент СОСПП: «Сегодня более четверти всех поступлений консолидированного бюджета области и половина налога на прибыль формируется за счет отчислений крупнейших налогоплательщиков»

Обсуждая вопрос повышения доходного потенциала Свердловской области, губернатор прежде всего аппелировал к крупнейшим налогоплательщикам. Внимание губернатора к этой категории налогоплательщиков неслучайно. Сегодня более четверти всех поступлений консолидированного бюджета области и половина налога на прибыль формируется за счет отчислений крупнейших налогоплательщиков.

В связи с этим у СОСПП есть своя позиция.

 Часть инициатив Губернатора мы приветствуем. Среди них – декларация об ограничении вмешательства государства в экономическую деятельность крупных налогоплательщиков.

  Обращение губернатора в адрес госмонополий о замораживании тарифной политики с 1 января 2014 года. Однако бизнес опасается, что в ответ на эту меру госмонополии повысят цены на свои услуги, в результате чего усилия ПСО по наполнению бюджета будут сведены на нет.

 Мы не возражаем против увеличения прозрачности предоставления прогнозов о начислении доходов, понимая, что это позволит власти проще строить свою политику.

 В то же время ряд предложений по увеличению доходного потенциала области, на наш взгляд, спорны.

 Мы осторожно относимся к просьбе рассмотреть возможность сохранения суммы обязательных перечислений в бюджет, а также среднесписочной численности сотрудников. Разумеется, крупные налогоплательщики прислушаются к этой рекомендации, однако все будет решать рынок.

 Еще один момент, вызывающий наши сомнения, – по наличию переплаты по налогу на прибыль. Если будет возможность – предприятия прислушаются, но  опять же, нужно подходить к этому объективно.

 Более резко мы относимся к позиции правительства относительно земли. Новый тур кадастровой оценки  земель населенных пунктов  приведет к волне  судебных исков, которыми сегодня арбитражные  суды и так завалены.  Стоимость земли в Свердловской области и так существенно выше, чем у наших соседей по УрФО. Естественно, что это не увеличивает инвестиционный потенциал региона.

 Более того, доведение действующих ставок земельного налога по землям промышленного назначения  до максимального значения (1,5%) приведет к сворачиванию проектов в сфере малого и среднего предпринимательства в области промышленности, сокращению инвестпроектов  крупных предприятий.

 Пополнить бюджет Свердловской области  могло бы активное вовлечение в хозяйственный оборот земельных ресурсов, использование их в качестве инвестиционного ресурса региона. Для этого требуется: 

 -Разработать долгосрочную программу вовлечения в оборот в целях жилищного строительства земель, находящихся в областной собственности.

-Выработать механизмы, предусматривающие включение в генеральные планы и инвестиционные паспорта территорий проектов по строительству объектов инфраструктуры.

-Определить полномочия региональных властей, которые могут быть переданы на муниципальный  уровень для ускорения решения вопросов перевода  земельных участков в различные категории.

 -Установить единый перечень административных процедур при оформлении исходно разрешительной документации в сфере строительства.

 -Внести изменения в нормативы градостроительного проектирования Свердловской области в части, не соответствующей федеральным нормативным актам.

- Разработать «дорожную карту» по реализации  на территории нашего региона принципа «одного окна» при  оформлении документов на землю  в рамках деятельности Многофункциональных центров Свердловской области.

 Еще один момент. Сейчас власть обращается к крупным налогоплательщикам. Однако эти предприятия и так исправно платят налоги и увеличение налогового бремени на них неправильно с точки зрения перспективы. Почему-то забыли о существовании  «серой» зоны. И здесь есть два аспекта. Первый – это как раз источник пополнения бюджета. Второй. Если не трогать «серый» бизнес, он, естественно, будет разрастаться. Поэтому наше предложение – активно работать именно с ним. Отмечу, кстати, что члены нашего Союза, а их более 500, – это добросовестные налогоплательщики.

 Следующая позиция – нелегальные мигранты. Это влечет за собой проблему сбора НДФЛ с предпринимателей, которые используют их труд.

 Какие еще меры, по нашему представлению, помогут пополнить бюджет.

  - Работа с задолженностью по имущественным налогам с физических лиц, зачисляемым в консолидированный бюджет Свердловской области. Уровень данной недоимки на сегодня составляет около 2 млрд руб.

 - Требуется совершенствование  системы распределения налогов. Регионы и муниципалитеты перенасыщены полномочиями, которые им переданы федерацией. В то же время сдерживаются финансовые поступления, которые должны обеспечить выполнение этих обязательств. Необходимо на областном и федеральном уровне формировать законодательную инициативу по пересмотру данной системы.  

 - Вовлечение в экономику финансовых средств бизнеса и граждан, которые находятся на банковских депозитах. По данным Уральского банковского союза с начала 2013 года в значительной степени увеличилось число крупных вкладов — от 1 млн руб. Большинство вкладчиков — представители бизнеса — в основном индивидуальные предприниматели, которым в нынешних экономических условиях оказалось выгоднее вывести все средства из своего дела и положить в банк под 10-12% годовых.

 - Ориентирование государственного и муниципального заказа на бизнес Свердловской области через реализацию госпрограмм. Между тем, вместо создания комфортной работы для налогоплательщиков идет планомерное сокращение расходов по всем статьям — от строительства дорог и образования до охраны окружающей среды.

- Так же пополнение бюджета можно было бы организовать через выведение из тени автомобильных перевозок. Для этого необходимо провести мониторинг перевозок грузов по автомобильным дорогам, предложения по методике которого СОСПП уже предлагал Министерству транспорта и связи Свердловской области.

24.09.13

А.Н. Шохин, президент РСПП: «Присоединение России к ВТО повлияло на рынок труда»

Уже становится более-менее понятным влияние ВТО на уязвимые сектора экономики, хотя со статистической оценкой последствий ситуация обстоит непросто. Но оценка влияния ВТО на смежные сферы, включая рынок труда, – еще более сложная задача.

Есть последствия «первого уровня» – российские компании благодаря улучшению условий работы на внешних рынках смогут активнее развиваться и создавать новые рабочие места либо, наоборот, ужесточившаяся конкуренция может привести к вытеснению с рынка некоторых российских предприятий, а значит, и возможному сокращению занятости. Но существуют и последствия «второго уровня», спрогнозировать которые сложнее.

Для того чтобы составить предварительную картину влияния присоединения к ВТО на российскую экономику, в том числе на рынок труда, и исходя из актуальности проблемы кадрового дефицита мы провели опрос членов РСПП.

Согласно полученным результатам на кадровую политику большинства компаний присоединение России к ВТО пока не повлияло, но уже около трети компаний в той или иной степени почувствовали воздействие этого фактора. Это не много, но и не мало – прошел всего лишь год с момента присоединения. Наиболее часто встречающимся последствием для кадровой политики компаний, которое принесло с собой вступление России в ВТО, стало изменение требований к квалификации работников – доля отметивших этот вариант превысила 70% респондентов. Около трети компаний отметили, что им пришлось изменить структуру кадров. Это позитивная новость – компании активно занимаются повышением своей конкурентоспособности, поиском новых рынков, внедрением новых технологий, что ведет к структурным изменениям в кадровой сфере.

Есть и негативные последствия. Около трети респондентов были вынуждены прибегнуть в последнее время к сокращению персонала, которое, по их мнению, связано с присоединением России к ВТО. Пятая часть респондентов сократила социальные программы для сотрудников. Если говорить о перспективах кадровой политики компаний в свете присоединения России к ВТО, 38,3% респондентов убеждены, что им придется сокращать персонал, 20% участников опроса, скорее всего, прибегнут к сокращению социальных программ для сотрудников. Вместе с тем 15% опрошенных считают, что присоединение России к ВТО повлечет за собой увеличение рабочих мест и найм дополнительных работников, а 10% утверждают, что соцпрограммы для сотрудников будут расширены.

Но главный итог – большинство опрошенных полагают, что в перспективе придется изменять требования к квалификации работников, а также структуру кадров (76,7% и 43,3% соответственно). Такие результаты говорят, с одной стороны, о достаточно большом количестве оптимистов, с другой – о необходимости ускорения подготовки профессиональных стандартов и обеспечении их «стыковки» с образовательными стандартами и программами учреждений профессионального образования.

Не менее важно стимулировать иные формы участия бизнеса в образовательном процессе. Многие компании не только оплачивают переобучение и повышение квалификации своих сотрудников или обучение «целевиков», но и предоставляют образовательным учреждениям необходимое оборудование, оплачивают обучение «внешних» для компании учащихся из регионов присутствия, финансируют повышение квалификации преподавателей в учреждениях профессионального образования и даже профильных «предметников» в школах. Такие расходы должны относиться на себестоимость. Пока эти предложения даже в узком формате – передача компанией оборудования учреждению профессионального образования – не находят поддержки у профильных ведомств, но мы продолжаем данную работу.

Есть вопрос и по контролю качества профессионального образования «на выходе». Если пока нет готовности к институциональному решению задачи, то нужно параллельно формировать систему независимой оценки качества профобразования и, например, вводить в составы экзаменационных комиссий по профильным специальностям представителей бизнеса (в случае их заинтересованности). И это касается не только технических специальностей, но и экономистов, юристов и т.д. Можно уверенно сказать одно: когда речь идет о присоединении России к ВТО, бизнес видит не только риски, но и возможности, и готов ими пользоваться.

Российская бизнес-газета

23.07.13

А.Н. Шохин, Президент РСПП: «Можно придумать льготу для инвесторов и лишь спустя два-три года узнать, что ею невозможно воспользоваться»

 По материалам круглого стола «Инвестиционный климат российских регионов глазами иностранных инвесторов»

14.03.12

А.В.Мурычев, Исполнительный вице-президент РСПП: «ВТО и финансовый рынок России: на каких условиях вступаем?»

Восемнадцатилетний переговорный процесс по согласованию условий вступления РФ в ВТО завершается. После предусмотренных процедур ратификации соглашения Россия вступает в ВТО. Это может произойти летом 2012 года, если вновь не вмешается в этот процесс политика

Cтр.
12345