Точка зрения

11.01.16

Александр Шохин: Уровень применения стандартов – это индикатор развития промышленности

Техническое регулирование — одно из самых динамично и успешно развивающихся элементов технической политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Своеобразным катализатором процессов развития является активное участие в них представителей бизнеса стран Содружества. Прежде всего — Российского союза промышленников и предпринимателей, которым успешно используется многолетний опыт совместной работы бизнеса и власти в решении самых сложных задач.

17.05.15

Михаил Федоров: «Вместе будет быстрее»

Новые форматы развития высшего образования невозможны без тесной кооперации вузов с бизнесом и средними учебными заведениями, считает ректор Уральского государственного экономического университета Михаил Федоров.

28.04.15

Александр Шохин: Россия верна курсу на создание открытой экономики

Почти год российский бизнес существует в новой экономической реальности, связанной с внешними и внутренними вызовами. Изменились ли в связи с этим его приоритеты, скорректировало ли свою политику в сфере внешнеэкономического сотрудничества государство?
03.02.14

Михаил Черепанов, первый Вице-президент СОСПП. Доклад на заседании Президиума Совета СОСПП 31 января 2014 г.

Новые перспективы  партнерства бизнеса и власти для реиндустриализации

Слайд 2

К началу текущего года в Свердловской области отмечается снижение показателей экономического развития, вызванное в отличие от восьмого-девятого годов уже не столько глобальными, сколько внутрироссийскими причинами. Это признает и руководство страны, подчеркивая необходимость скорейшего поиска новой, более эффективной модели развития. В этой связи, регионам необходимо предусмотреть новые инструменты и долгосрочные программы, которые позволят нам добиться восстановления темпов роста экономики.

Слайд 3

Второе полугодие 13-го года – это период падения фактически до нуля темпов роста промышленности. Производительность труда в обрабатывающей промышленности области  в прошлом году увеличилась лишь на 1 процент, что явно недостаточно для выполнения майских указов Президента. Одновременно, по данным аналитического центра «Эксперт-Урал», на чей анализ мы опирались, готовя этот доклад, почти на 40% сократился сальдированный финансовый результат, то есть почти в два раза упали возможности для инвестиций свердловского бизнеса за счет прибыли. Особенно сильным было падение в металлургии. На фоне плохой конъюнктуры мировых цен на металлы эта негативная тенденция может сохраниться и в среднесрочной перспективе.

Слайд 4

В настоящее время мы наблюдаем, что безусловный приоритет в бюджетной политике, как государства, так и Свердловской области, отдан социальным расходам. Согласно заявленным планам объем таких расходов будет расти на 6-10% ежегодно в течение ближайших 3-х лет, в основном, за счет снижения расходов на поддержку экономики. Таким образом, снижение расходов на национальную экономику одновременно с ростом дефицита бюджета сокращает пространство для маневра в части поддержки экономики.

Опасаемся, что эта тенденция только консервирует сложные социальные процессы. Мы считаем, что для выхода на новый уровень экономического развития и повышения  за счет этого качество жизни населения уже сегодня необходимо ставить вопрос о формировании бюджета развития, обеспечивающего повышение инвестиционной привлекательности и улучшение делового климата, как региона, так и страны. Бюджетные средства и административный ресурс должны быть направлены на минимизацию издержек инвесторов, заходящих в область. Просим считать это предложение не провокационным, но требующим рассмотрения в рамках естественной коррекции курса, в том числе в связи с изменением макроэкономической ситуации.

В окно возможностей, существовавшее за счет высоких темпов экономического роста в посткризисный период, региону не только удалось восстановиться, завершить ряд инвестиционных проектов за счет внутренних ресурсов, но и, что необходимо отметить как несомненный успех его руководства, привлечь федеральные средства развития. Некоторые из них отражены на слайде.

Слайд 5

Реиндустриализация – и как выход из рецессии, и как база новой модели экономического роста – это не только наша идея. Это мировой тренд. Процесс реиндустриализации начался, например, в США раньше, чем в России, и нам сейчас нужно догнать США не столько в переходе к некоему «постиндустриальному» обществу, о чем говорят неолибералы, а в развертывании новой индустриализации.

Как отметил на заседании «Меркурий-клуба» его президент, академик Евгений Примаков, отказ от реиндустриализации неолибералами сегодня нередко рассматривается в виде задачи вхождения России в постиндустриальную стадию. Между тем переход в постиндустриальную экономику в сегодняшней практике отнюдь не предполагает отход от традиционных отраслей, которые в том числе решают и проблему занятости. Естественно, речь идет об оснащении их современной техникой.

Говоря о реиндустриализации несколько упрощенно, можно ее определить следующей формулой: модернизация промышленности – новые технологии, новое оборудование, новые продукты, новые кадры; развитие на этой базе инновационной индустриализации; а затем и развитие новых постиндустриальных отраслей экономики.

В регионе для этого есть хорошая база: основные фонды, наука, мотивация. Осталось сделать три самых сложных шага:

1)       завершение модернизации мощностей;

2)       реализация начатых и запуск новых проектов развития;

3)       поддержка вхождения бизнеса в новые сектора рынка.

По нашему убеждению, именно эти три задачи и формируют общее направление реформ в экономике области, которое можно обозначить одним термином – реиндустриализация. Она представляет собой комплексную перестройку всей промышленной структуры экономики: обновление существующих мощностей и создание производств в новых технологических укладах.

Слайд 6

Одной из базовых компетенций Свердловской области является оборонно-промышленный комплекс, который может стать не только активным потребителем новых разработок, но и генератором инноваций, драйвером реиндустриализации.

Представленные на слайде предприятия занимают ведущие позиции в производстве современной оборонной техники. В рамках утвержденной программы  развития вооружения до 20-го года государственный заказ постоянно увеличивается. Поэтому ОПК может стать источником спроса для других предприятий области, а также формировать запрос на НИОКР. В этой связи, обращаемся к региональной власти с предложением выступить координатором всех заинтересованных сторон: предприятий ОПК, средних компаний и научных организаций, чтобы получить максимальный эффект от открывающихся возможностей, то есть, оказать адресное содействие в вопросах формирования промышленно-производственных кластеров на базе якорных предприятий из сферы ОПК.

Подробнее на этом остановится генеральный директор ФГУП «НПО Автоматики», председатель Совета генеральных конструктов Шалимов Леонид Николаевич.

Слайд 7

Важным направлением повышения эффективности региональной индустрии является акцент на работу со средними компаниями в традиционных секторах и, в частности, решение задачи замещения внутрирегионального  спроса в завозимых товарах через развитие собственного производства.

Исследования показывают, что Свердловская область не закрывает собственных потребностей не то что в серьезных высокотехнологичных товарах, таких как станки, спецтехника, машины, но и относительно «простых», производство которых не особенно капиталоемко и вполне может быть в короткие сроки организовано на территории области. Считаем, что именно на поддержке таких проектов и должны быть сосредоточены усилия власти, так как потребности крупного бизнеса, как правило, превосходят возможности региона,  эти компании ищут федеральной поддержки.

Слайд 8

Другое направление – растущие рынки. При всей нестабильности в мировой экономике, формируется новая волна инноваций, которая составит в будущем основу экономического роста, основу нового технологического уклада. Пока она включает в себя  большое число не очень крупных, но быстрорастущих рынков, на которых работают малые фирмы, где нет пока устоявшихся технологий. На слайде представлены отрасли с формирующимся спросом и региональные точки роста.

Кроме того, на наш взгляд, существенно большей активности хотелось бы  видеть от основных инвесторов региона в их участии в более  рисковых, но перспективных инновационных бизнесах. Примеры этому есть. Не случайно мы проводим свое заседание именно в г. В. Пышма.

Слайд 9

Еще одной актуальной отраслью для региона является транспорт и логистика.Доля транспортной отрасли в структуре ВРП Свердловской области составляет около 7,5%, а в странах ЕЭС –более 10%. Кроме того, в настоящее время без развития транспортной логистики невозможна реиндустриализаиция – существующие транспортные артерии с огромным напряжением выдерживают текущие грузопотоки.

Однако, помимо проблем, появляются и новые возможности. Переговоры по расширению порта Сергино, пуск автодороги Ивдель—Ханты-Мансийск – это проекты, демонстрирующие важность выстраивания логистики на Север, с выходом на ямальские нефтегазовые месторождения, а в более долгосрочной перспективе – далее, на строящийся порт Сабетта – одну из ключевых точек Северного морского пути. Создание транспортного коридора между ним и Уралом, создание на Урале «перекрестка» между направлениями Запад-Восток и Север-Юг – это огромная возможность, которую нельзя упускать. Но для успеха необходима плотная, комплексная работа с федеральным правительством, а также с другими уральскими регионами.

Такой транспортный коридор способен создать новые точки развития области, в особенности в ее северной части.

Готовы совместно с Губернатором и Правительством Свердловской области активно подключиться к решению задач в данной сфере.

Слайд 10

Следует обратить внимание еще на одну проблему промышленного развития нашего региона. Исторически производство в Свердловской области сосредоточено  в нескольких ключевых территориях – Екатеринбургской и Нижнетагильской агломерациях, Северном кусте городов. Вместе с г.Каменск-Уральский эти территории обеспечивают больше 80% промышленного производства и аккумулируют свыше 90% всех инвестиций в основной капитал. Считаем, что сегодня присутствует реальный риск, что дальнейшее развитие этой ситуации может привести к необходимости ликвидации ряда населенных пунктов, особенно на севере и востоке области. В то же время понимаем, что региональная поддержка в этих условиях не может быть в равной степени оказана всем муниципалитетам. Необходимо определить территориальные приоритеты. В этой связи,вызывает интерес рекомендации по политике моногородов, представленные «центром стратегических разработок», опубликованные 2 дня назад.

Важным элементом территориального аспекта реиндустриализации является развитие кадрового потенциала. СОСПП уже были ранее сформулированы предложения по формированию новой структуры системы образования. Предлагаем объединить усилия власти и бизнеса, общественных организаций и реализовать в регионе проект под условным наименованием – «Инженер будущего». Примером системной работы в этом направлении является открытие корпоративного Технического университета УГМК.

Проблематику этого вопроса мы попросили раскрыть сегодня генерального директора ООО «УГМК-Холдинг» Козицына Андрея Анатольевича.

Слайд 11

Безусловно, что проведение реиндустриализации не станет реальностью без развития существующих и поиска новых инструментов улучшения делового климата.

В этой связи работу областных министерств, которые в 2013 году приступили к реализации ряда важных инициатив, считаем крайне своевременной и необходимой.

В части формирования «бюджета развития» считаем необходимым предусмотреть следующие моменты. Во-первых, при реализации  областного и муниципального заказов максимально использовать возможности предприятий области. Во-вторых, увеличить объемы бюджетных средств, направляемых для подготовки перспективных промышленных площадок, обеспечение их необходимой инфраструктурой, а также на софинансирование программ  подготовки кадров на основе дуального образования. Так же считаем необходимым проработать вопрос о выделении земельных участков для новых форм ведения бизнеса (индустриальные, технопарки, бизнес-инкубаторы) без конкурса и в кратчайшие сроки принять соответствующее решение.

Как показала практика, разделение кураторства индустриальных и технопарков по различным областным ведомствам, на наш взгляд,  является сомнительным.

Слайд 12

Значительный интерес у промышленников и предпринимателей вызвал проект «Корпорации развития среднего Урала» – «Реестр мер поддержки бизнеса Свердловской области», реализованный по инициативе губернатора. На специальном портале собрана информация о 165 мерах господдержки федерального, областного муниципального уровня. Однако, пока это только информационная база для потенциальных получателей преференций.  Необходимо продолжение этой работы вплоть доформирования и отправки  заявок в адрес институтов развития с контролем сроков их исполнения. Но для практической реализации этой задачи мало только подключить ответственных специалистов к работе с данным порталом. Необходима разработка детальных регламентов. Подробнее об этом  – генеральный директор ОАО «КРСУ» Филиппов Сергей Витальевич.

Кроме того, необходимо проведение комплексной оценки эффективности мер поддержки, областных стратегических документов и государственных программ с целью ликвидации неэффективных и концентрации средств на наиболее востребованных направлениях.

Предлагаем так же сократить число многообразных областных комиссий, дать возможность ответственным чиновникам эффективнее выполнять свою работу, обеспечивая достижение конкретных результатов.

Слайд 13

Определить приоритеты развития области, увязать все существующие проекты и программы, направленные на развитие региона, по нашему мнению, сможет Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 30-го года, разработка которой должна проходить с участием всех заинтересованных сторон и представлять собой общественный договор между властью и обществом, определять принципы  партнерства бизнеса и власти в новых условиях. СОСПП  просит губернатора Евгения Владимировича Куйвашева принять принципиальное решение о разработке этого стратегического документа. Со своей стороны промышленники и предпринимателирегиона готовы принять активное участие в этой работе.

В заключение, позвольте поблагодарить Губернатора Свердловской области Куйвашева Евгения Владимировича, Председателя Правительства  региона Паслера Дениса Владимировича за заинтересованное отношение к предложениям промышленников, прозвучавшим на последней  встрече в Истоке. Большинство из них к сегодняшнему дню  либо реализованы,  либо находятся в стадии реализации.

Презентация «Новые перспективы партнерства бизнеса и власти для реиндустриализации» (СКАЧАТЬ)

 

 

 

 

 

 

Cтр.
12345