Точка зрения

03.02.14

Михаил Черепанов, первый Вице-президент СОСПП. Доклад на заседании Президиума Совета СОСПП 31 января 2014 г.

Новые перспективы  партнерства бизнеса и власти для реиндустриализации

Слайд 2

К началу текущего года в Свердловской области отмечается снижение показателей экономического развития, вызванное в отличие от восьмого-девятого годов уже не столько глобальными, сколько внутрироссийскими причинами. Это признает и руководство страны, подчеркивая необходимость скорейшего поиска новой, более эффективной модели развития. В этой связи, регионам необходимо предусмотреть новые инструменты и долгосрочные программы, которые позволят нам добиться восстановления темпов роста экономики.

Слайд 3

Второе полугодие 13-го года – это период падения фактически до нуля темпов роста промышленности. Производительность труда в обрабатывающей промышленности области  в прошлом году увеличилась лишь на 1 процент, что явно недостаточно для выполнения майских указов Президента. Одновременно, по данным аналитического центра «Эксперт-Урал», на чей анализ мы опирались, готовя этот доклад, почти на 40% сократился сальдированный финансовый результат, то есть почти в два раза упали возможности для инвестиций свердловского бизнеса за счет прибыли. Особенно сильным было падение в металлургии. На фоне плохой конъюнктуры мировых цен на металлы эта негативная тенденция может сохраниться и в среднесрочной перспективе.

Слайд 4

В настоящее время мы наблюдаем, что безусловный приоритет в бюджетной политике, как государства, так и Свердловской области, отдан социальным расходам. Согласно заявленным планам объем таких расходов будет расти на 6-10% ежегодно в течение ближайших 3-х лет, в основном, за счет снижения расходов на поддержку экономики. Таким образом, снижение расходов на национальную экономику одновременно с ростом дефицита бюджета сокращает пространство для маневра в части поддержки экономики.

Опасаемся, что эта тенденция только консервирует сложные социальные процессы. Мы считаем, что для выхода на новый уровень экономического развития и повышения  за счет этого качество жизни населения уже сегодня необходимо ставить вопрос о формировании бюджета развития, обеспечивающего повышение инвестиционной привлекательности и улучшение делового климата, как региона, так и страны. Бюджетные средства и административный ресурс должны быть направлены на минимизацию издержек инвесторов, заходящих в область. Просим считать это предложение не провокационным, но требующим рассмотрения в рамках естественной коррекции курса, в том числе в связи с изменением макроэкономической ситуации.

В окно возможностей, существовавшее за счет высоких темпов экономического роста в посткризисный период, региону не только удалось восстановиться, завершить ряд инвестиционных проектов за счет внутренних ресурсов, но и, что необходимо отметить как несомненный успех его руководства, привлечь федеральные средства развития. Некоторые из них отражены на слайде.

Слайд 5

Реиндустриализация – и как выход из рецессии, и как база новой модели экономического роста – это не только наша идея. Это мировой тренд. Процесс реиндустриализации начался, например, в США раньше, чем в России, и нам сейчас нужно догнать США не столько в переходе к некоему «постиндустриальному» обществу, о чем говорят неолибералы, а в развертывании новой индустриализации.

Как отметил на заседании «Меркурий-клуба» его президент, академик Евгений Примаков, отказ от реиндустриализации неолибералами сегодня нередко рассматривается в виде задачи вхождения России в постиндустриальную стадию. Между тем переход в постиндустриальную экономику в сегодняшней практике отнюдь не предполагает отход от традиционных отраслей, которые в том числе решают и проблему занятости. Естественно, речь идет об оснащении их современной техникой.

Говоря о реиндустриализации несколько упрощенно, можно ее определить следующей формулой: модернизация промышленности – новые технологии, новое оборудование, новые продукты, новые кадры; развитие на этой базе инновационной индустриализации; а затем и развитие новых постиндустриальных отраслей экономики.

В регионе для этого есть хорошая база: основные фонды, наука, мотивация. Осталось сделать три самых сложных шага:

1)       завершение модернизации мощностей;

2)       реализация начатых и запуск новых проектов развития;

3)       поддержка вхождения бизнеса в новые сектора рынка.

По нашему убеждению, именно эти три задачи и формируют общее направление реформ в экономике области, которое можно обозначить одним термином – реиндустриализация. Она представляет собой комплексную перестройку всей промышленной структуры экономики: обновление существующих мощностей и создание производств в новых технологических укладах.

Слайд 6

Одной из базовых компетенций Свердловской области является оборонно-промышленный комплекс, который может стать не только активным потребителем новых разработок, но и генератором инноваций, драйвером реиндустриализации.

Представленные на слайде предприятия занимают ведущие позиции в производстве современной оборонной техники. В рамках утвержденной программы  развития вооружения до 20-го года государственный заказ постоянно увеличивается. Поэтому ОПК может стать источником спроса для других предприятий области, а также формировать запрос на НИОКР. В этой связи, обращаемся к региональной власти с предложением выступить координатором всех заинтересованных сторон: предприятий ОПК, средних компаний и научных организаций, чтобы получить максимальный эффект от открывающихся возможностей, то есть, оказать адресное содействие в вопросах формирования промышленно-производственных кластеров на базе якорных предприятий из сферы ОПК.

Подробнее на этом остановится генеральный директор ФГУП «НПО Автоматики», председатель Совета генеральных конструктов Шалимов Леонид Николаевич.

Слайд 7

Важным направлением повышения эффективности региональной индустрии является акцент на работу со средними компаниями в традиционных секторах и, в частности, решение задачи замещения внутрирегионального  спроса в завозимых товарах через развитие собственного производства.

Исследования показывают, что Свердловская область не закрывает собственных потребностей не то что в серьезных высокотехнологичных товарах, таких как станки, спецтехника, машины, но и относительно «простых», производство которых не особенно капиталоемко и вполне может быть в короткие сроки организовано на территории области. Считаем, что именно на поддержке таких проектов и должны быть сосредоточены усилия власти, так как потребности крупного бизнеса, как правило, превосходят возможности региона,  эти компании ищут федеральной поддержки.

Слайд 8

Другое направление – растущие рынки. При всей нестабильности в мировой экономике, формируется новая волна инноваций, которая составит в будущем основу экономического роста, основу нового технологического уклада. Пока она включает в себя  большое число не очень крупных, но быстрорастущих рынков, на которых работают малые фирмы, где нет пока устоявшихся технологий. На слайде представлены отрасли с формирующимся спросом и региональные точки роста.

Кроме того, на наш взгляд, существенно большей активности хотелось бы  видеть от основных инвесторов региона в их участии в более  рисковых, но перспективных инновационных бизнесах. Примеры этому есть. Не случайно мы проводим свое заседание именно в г. В. Пышма.

Слайд 9

Еще одной актуальной отраслью для региона является транспорт и логистика.Доля транспортной отрасли в структуре ВРП Свердловской области составляет около 7,5%, а в странах ЕЭС –более 10%. Кроме того, в настоящее время без развития транспортной логистики невозможна реиндустриализаиция – существующие транспортные артерии с огромным напряжением выдерживают текущие грузопотоки.

Однако, помимо проблем, появляются и новые возможности. Переговоры по расширению порта Сергино, пуск автодороги Ивдель—Ханты-Мансийск – это проекты, демонстрирующие важность выстраивания логистики на Север, с выходом на ямальские нефтегазовые месторождения, а в более долгосрочной перспективе – далее, на строящийся порт Сабетта – одну из ключевых точек Северного морского пути. Создание транспортного коридора между ним и Уралом, создание на Урале «перекрестка» между направлениями Запад-Восток и Север-Юг – это огромная возможность, которую нельзя упускать. Но для успеха необходима плотная, комплексная работа с федеральным правительством, а также с другими уральскими регионами.

Такой транспортный коридор способен создать новые точки развития области, в особенности в ее северной части.

Готовы совместно с Губернатором и Правительством Свердловской области активно подключиться к решению задач в данной сфере.

Слайд 10

Следует обратить внимание еще на одну проблему промышленного развития нашего региона. Исторически производство в Свердловской области сосредоточено  в нескольких ключевых территориях – Екатеринбургской и Нижнетагильской агломерациях, Северном кусте городов. Вместе с г.Каменск-Уральский эти территории обеспечивают больше 80% промышленного производства и аккумулируют свыше 90% всех инвестиций в основной капитал. Считаем, что сегодня присутствует реальный риск, что дальнейшее развитие этой ситуации может привести к необходимости ликвидации ряда населенных пунктов, особенно на севере и востоке области. В то же время понимаем, что региональная поддержка в этих условиях не может быть в равной степени оказана всем муниципалитетам. Необходимо определить территориальные приоритеты. В этой связи,вызывает интерес рекомендации по политике моногородов, представленные «центром стратегических разработок», опубликованные 2 дня назад.

Важным элементом территориального аспекта реиндустриализации является развитие кадрового потенциала. СОСПП уже были ранее сформулированы предложения по формированию новой структуры системы образования. Предлагаем объединить усилия власти и бизнеса, общественных организаций и реализовать в регионе проект под условным наименованием – «Инженер будущего». Примером системной работы в этом направлении является открытие корпоративного Технического университета УГМК.

Проблематику этого вопроса мы попросили раскрыть сегодня генерального директора ООО «УГМК-Холдинг» Козицына Андрея Анатольевича.

Слайд 11

Безусловно, что проведение реиндустриализации не станет реальностью без развития существующих и поиска новых инструментов улучшения делового климата.

В этой связи работу областных министерств, которые в 2013 году приступили к реализации ряда важных инициатив, считаем крайне своевременной и необходимой.

В части формирования «бюджета развития» считаем необходимым предусмотреть следующие моменты. Во-первых, при реализации  областного и муниципального заказов максимально использовать возможности предприятий области. Во-вторых, увеличить объемы бюджетных средств, направляемых для подготовки перспективных промышленных площадок, обеспечение их необходимой инфраструктурой, а также на софинансирование программ  подготовки кадров на основе дуального образования. Так же считаем необходимым проработать вопрос о выделении земельных участков для новых форм ведения бизнеса (индустриальные, технопарки, бизнес-инкубаторы) без конкурса и в кратчайшие сроки принять соответствующее решение.

Как показала практика, разделение кураторства индустриальных и технопарков по различным областным ведомствам, на наш взгляд,  является сомнительным.

Слайд 12

Значительный интерес у промышленников и предпринимателей вызвал проект «Корпорации развития среднего Урала» – «Реестр мер поддержки бизнеса Свердловской области», реализованный по инициативе губернатора. На специальном портале собрана информация о 165 мерах господдержки федерального, областного муниципального уровня. Однако, пока это только информационная база для потенциальных получателей преференций.  Необходимо продолжение этой работы вплоть доформирования и отправки  заявок в адрес институтов развития с контролем сроков их исполнения. Но для практической реализации этой задачи мало только подключить ответственных специалистов к работе с данным порталом. Необходима разработка детальных регламентов. Подробнее об этом  – генеральный директор ОАО «КРСУ» Филиппов Сергей Витальевич.

Кроме того, необходимо проведение комплексной оценки эффективности мер поддержки, областных стратегических документов и государственных программ с целью ликвидации неэффективных и концентрации средств на наиболее востребованных направлениях.

Предлагаем так же сократить число многообразных областных комиссий, дать возможность ответственным чиновникам эффективнее выполнять свою работу, обеспечивая достижение конкретных результатов.

Слайд 13

Определить приоритеты развития области, увязать все существующие проекты и программы, направленные на развитие региона, по нашему мнению, сможет Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 30-го года, разработка которой должна проходить с участием всех заинтересованных сторон и представлять собой общественный договор между властью и обществом, определять принципы  партнерства бизнеса и власти в новых условиях. СОСПП  просит губернатора Евгения Владимировича Куйвашева принять принципиальное решение о разработке этого стратегического документа. Со своей стороны промышленники и предпринимателирегиона готовы принять активное участие в этой работе.

В заключение, позвольте поблагодарить Губернатора Свердловской области Куйвашева Евгения Владимировича, Председателя Правительства  региона Паслера Дениса Владимировича за заинтересованное отношение к предложениям промышленников, прозвучавшим на последней  встрече в Истоке. Большинство из них к сегодняшнему дню  либо реализованы,  либо находятся в стадии реализации.

Презентация «Новые перспективы партнерства бизнеса и власти для реиндустриализации» (СКАЧАТЬ)

 

 

 

 

 

 

12.11.13

М.Г. Черепанов, первый Вице-президент СОСПП: «Сегодня более четверти всех поступлений консолидированного бюджета области и половина налога на прибыль формируется за счет отчислений крупнейших налогоплательщиков»

Обсуждая вопрос повышения доходного потенциала Свердловской области, губернатор прежде всего аппелировал к крупнейшим налогоплательщикам. Внимание губернатора к этой категории налогоплательщиков неслучайно. Сегодня более четверти всех поступлений консолидированного бюджета области и половина налога на прибыль формируется за счет отчислений крупнейших налогоплательщиков.

В связи с этим у СОСПП есть своя позиция.

 Часть инициатив Губернатора мы приветствуем. Среди них – декларация об ограничении вмешательства государства в экономическую деятельность крупных налогоплательщиков.

  Обращение губернатора в адрес госмонополий о замораживании тарифной политики с 1 января 2014 года. Однако бизнес опасается, что в ответ на эту меру госмонополии повысят цены на свои услуги, в результате чего усилия ПСО по наполнению бюджета будут сведены на нет.

 Мы не возражаем против увеличения прозрачности предоставления прогнозов о начислении доходов, понимая, что это позволит власти проще строить свою политику.

 В то же время ряд предложений по увеличению доходного потенциала области, на наш взгляд, спорны.

 Мы осторожно относимся к просьбе рассмотреть возможность сохранения суммы обязательных перечислений в бюджет, а также среднесписочной численности сотрудников. Разумеется, крупные налогоплательщики прислушаются к этой рекомендации, однако все будет решать рынок.

 Еще один момент, вызывающий наши сомнения, – по наличию переплаты по налогу на прибыль. Если будет возможность – предприятия прислушаются, но  опять же, нужно подходить к этому объективно.

 Более резко мы относимся к позиции правительства относительно земли. Новый тур кадастровой оценки  земель населенных пунктов  приведет к волне  судебных исков, которыми сегодня арбитражные  суды и так завалены.  Стоимость земли в Свердловской области и так существенно выше, чем у наших соседей по УрФО. Естественно, что это не увеличивает инвестиционный потенциал региона.

 Более того, доведение действующих ставок земельного налога по землям промышленного назначения  до максимального значения (1,5%) приведет к сворачиванию проектов в сфере малого и среднего предпринимательства в области промышленности, сокращению инвестпроектов  крупных предприятий.

 Пополнить бюджет Свердловской области  могло бы активное вовлечение в хозяйственный оборот земельных ресурсов, использование их в качестве инвестиционного ресурса региона. Для этого требуется: 

 -Разработать долгосрочную программу вовлечения в оборот в целях жилищного строительства земель, находящихся в областной собственности.

-Выработать механизмы, предусматривающие включение в генеральные планы и инвестиционные паспорта территорий проектов по строительству объектов инфраструктуры.

-Определить полномочия региональных властей, которые могут быть переданы на муниципальный  уровень для ускорения решения вопросов перевода  земельных участков в различные категории.

 -Установить единый перечень административных процедур при оформлении исходно разрешительной документации в сфере строительства.

 -Внести изменения в нормативы градостроительного проектирования Свердловской области в части, не соответствующей федеральным нормативным актам.

- Разработать «дорожную карту» по реализации  на территории нашего региона принципа «одного окна» при  оформлении документов на землю  в рамках деятельности Многофункциональных центров Свердловской области.

 Еще один момент. Сейчас власть обращается к крупным налогоплательщикам. Однако эти предприятия и так исправно платят налоги и увеличение налогового бремени на них неправильно с точки зрения перспективы. Почему-то забыли о существовании  «серой» зоны. И здесь есть два аспекта. Первый – это как раз источник пополнения бюджета. Второй. Если не трогать «серый» бизнес, он, естественно, будет разрастаться. Поэтому наше предложение – активно работать именно с ним. Отмечу, кстати, что члены нашего Союза, а их более 500, – это добросовестные налогоплательщики.

 Следующая позиция – нелегальные мигранты. Это влечет за собой проблему сбора НДФЛ с предпринимателей, которые используют их труд.

 Какие еще меры, по нашему представлению, помогут пополнить бюджет.

  - Работа с задолженностью по имущественным налогам с физических лиц, зачисляемым в консолидированный бюджет Свердловской области. Уровень данной недоимки на сегодня составляет около 2 млрд руб.

 - Требуется совершенствование  системы распределения налогов. Регионы и муниципалитеты перенасыщены полномочиями, которые им переданы федерацией. В то же время сдерживаются финансовые поступления, которые должны обеспечить выполнение этих обязательств. Необходимо на областном и федеральном уровне формировать законодательную инициативу по пересмотру данной системы.  

 - Вовлечение в экономику финансовых средств бизнеса и граждан, которые находятся на банковских депозитах. По данным Уральского банковского союза с начала 2013 года в значительной степени увеличилось число крупных вкладов — от 1 млн руб. Большинство вкладчиков — представители бизнеса — в основном индивидуальные предприниматели, которым в нынешних экономических условиях оказалось выгоднее вывести все средства из своего дела и положить в банк под 10-12% годовых.

 - Ориентирование государственного и муниципального заказа на бизнес Свердловской области через реализацию госпрограмм. Между тем, вместо создания комфортной работы для налогоплательщиков идет планомерное сокращение расходов по всем статьям — от строительства дорог и образования до охраны окружающей среды.

- Так же пополнение бюджета можно было бы организовать через выведение из тени автомобильных перевозок. Для этого необходимо провести мониторинг перевозок грузов по автомобильным дорогам, предложения по методике которого СОСПП уже предлагал Министерству транспорта и связи Свердловской области.

24.09.13

А.Н. Шохин, президент РСПП: «Присоединение России к ВТО повлияло на рынок труда»

Уже становится более-менее понятным влияние ВТО на уязвимые сектора экономики, хотя со статистической оценкой последствий ситуация обстоит непросто. Но оценка влияния ВТО на смежные сферы, включая рынок труда, – еще более сложная задача.

Есть последствия «первого уровня» – российские компании благодаря улучшению условий работы на внешних рынках смогут активнее развиваться и создавать новые рабочие места либо, наоборот, ужесточившаяся конкуренция может привести к вытеснению с рынка некоторых российских предприятий, а значит, и возможному сокращению занятости. Но существуют и последствия «второго уровня», спрогнозировать которые сложнее.

Для того чтобы составить предварительную картину влияния присоединения к ВТО на российскую экономику, в том числе на рынок труда, и исходя из актуальности проблемы кадрового дефицита мы провели опрос членов РСПП.

Согласно полученным результатам на кадровую политику большинства компаний присоединение России к ВТО пока не повлияло, но уже около трети компаний в той или иной степени почувствовали воздействие этого фактора. Это не много, но и не мало – прошел всего лишь год с момента присоединения. Наиболее часто встречающимся последствием для кадровой политики компаний, которое принесло с собой вступление России в ВТО, стало изменение требований к квалификации работников – доля отметивших этот вариант превысила 70% респондентов. Около трети компаний отметили, что им пришлось изменить структуру кадров. Это позитивная новость – компании активно занимаются повышением своей конкурентоспособности, поиском новых рынков, внедрением новых технологий, что ведет к структурным изменениям в кадровой сфере.

Есть и негативные последствия. Около трети респондентов были вынуждены прибегнуть в последнее время к сокращению персонала, которое, по их мнению, связано с присоединением России к ВТО. Пятая часть респондентов сократила социальные программы для сотрудников. Если говорить о перспективах кадровой политики компаний в свете присоединения России к ВТО, 38,3% респондентов убеждены, что им придется сокращать персонал, 20% участников опроса, скорее всего, прибегнут к сокращению социальных программ для сотрудников. Вместе с тем 15% опрошенных считают, что присоединение России к ВТО повлечет за собой увеличение рабочих мест и найм дополнительных работников, а 10% утверждают, что соцпрограммы для сотрудников будут расширены.

Но главный итог – большинство опрошенных полагают, что в перспективе придется изменять требования к квалификации работников, а также структуру кадров (76,7% и 43,3% соответственно). Такие результаты говорят, с одной стороны, о достаточно большом количестве оптимистов, с другой – о необходимости ускорения подготовки профессиональных стандартов и обеспечении их «стыковки» с образовательными стандартами и программами учреждений профессионального образования.

Не менее важно стимулировать иные формы участия бизнеса в образовательном процессе. Многие компании не только оплачивают переобучение и повышение квалификации своих сотрудников или обучение «целевиков», но и предоставляют образовательным учреждениям необходимое оборудование, оплачивают обучение «внешних» для компании учащихся из регионов присутствия, финансируют повышение квалификации преподавателей в учреждениях профессионального образования и даже профильных «предметников» в школах. Такие расходы должны относиться на себестоимость. Пока эти предложения даже в узком формате – передача компанией оборудования учреждению профессионального образования – не находят поддержки у профильных ведомств, но мы продолжаем данную работу.

Есть вопрос и по контролю качества профессионального образования «на выходе». Если пока нет готовности к институциональному решению задачи, то нужно параллельно формировать систему независимой оценки качества профобразования и, например, вводить в составы экзаменационных комиссий по профильным специальностям представителей бизнеса (в случае их заинтересованности). И это касается не только технических специальностей, но и экономистов, юристов и т.д. Можно уверенно сказать одно: когда речь идет о присоединении России к ВТО, бизнес видит не только риски, но и возможности, и готов ими пользоваться.

Российская бизнес-газета

Cтр.
1234