11.01.16

Техническое регулирование — одно из самых динамично и успешно развивающихся элементов технической политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Своеобразным катализатором процессов развития является активное участие в них представителей бизнеса стран Содружества. Прежде всего — Российского союза промышленников и предпринимателей, которым успешно используется многолетний опыт совместной работы бизнеса и власти в решении самых сложных задач.

Главный редактор журнала «Стандарты и качество» Г.П. ВОРОНИН обсуждает эту тему с президентом РСПП А.Н. ШОХИНЫМ.

— Александр Николаевич, как мы знаем, РСПП приложил много усилий для принятия Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Как вы оцениваете его значение для российской промышленности?

— Действительно, необходимость разработки и принятия самостоятельного ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» для многих членов нашего союза стала очевидной еще несколько лет назад. Это не раз отражалось, в частности, в документах съездов РСПП, выступлениях на многочисленных конференциях, проводимых Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

Член  Бюро  Правления  РСПП Д.А.  Пумпянский на  совещании у  Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 16 октября 2012 г. вновь отметил целесообразность принятия ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», предложил вынести этот вопрос на площадку «Открытого правительства». Это предложение было поддержано Д.А. Медведевым. Началась процедура разработки законопроекта.

Хочу особо отметить роль в подготовке и обсуждении законопроекта Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, который очень эффективно взаимодействовал с разработчиками — Минпромторгом России и Росстандартом. Комитет, который работает уже 11 лет, объединяет более 2 тыс. опытных экспертов, представляющих различные отрасли нашей промышленности. По инициативе Комитета РСПП был проведен ряд обсуждений проекта закона «О стандартизации в Российской Федерации» и проекта «дорожной карты» по его реализации с участием общероссийских объединений работодателей и членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Законопроект был поддержан РСПП, рядом отраслевых объединений, таких как Союз нефтегазопромышленников России, Национальное объединение строителей, Объединение автопроизводителей России и др.

Многие предложения экспертов от РСПП были учтены в новом законе. Терминология закона базируется на международных подходах и документах, учтены рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по использованию ссылочных норм на стандарты, широко применяемые на практике во многих странах. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ (ФЗ № 162) позволит эффективно защищать национальные рынки от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции. Этот закон является итогом завершения первого этапа перехода нашей страны к рыночной модели стандартизации. Он открывает новые возможности для промышленности и позволит значительно упростить, оптимизировать и систему технического регулирования, и процессы установления обязательных требований в области безопасности через ссылки на стандарты. Нормы ФЗ № 162 способствуют защите отечественного производителя, повышению качества и безопасности продукции, а также соответствуют подходам, принятым в Евросоюзе, и положениям Международной организации по стандартизации (ИСО).

ФЗ № 162 станет не только действенной антикризисной мерой, но и средством обеспечения перехода российской промышленности на следующий технологический уклад. В целом закон призван решить важнейшие задачи для экономики страны.

— Каким вы видите участие союза в практическом выполнении норм закона?

— Сегодня в связи с принятием ФЗ № 162 готовится внесение изменений в целый ряд смежных законодательных актов, в том числе в          Федеральный закон «О техническом регулировании» (ФЗ № 184). В настоящее время Минпромторг России и Росстандарт готовят целый перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации ФЗ № 184, среди них — Порядок разработки основополагающих стандартов, документы, регламентирующие взаимодействие участников работ по стандартизации и т.д. Проекты этих нормативно-правовых актов сегодня разрабатываются, должны будут проходить публичное обсуждение. Есть договоренность с Минпромторгом России и Росстандартом о том, что в этом обсуждении примет активное участие и РСПП. Проекты этих документов будут не только размещаться на сайтах Минпромторга России и Росстандарта, но и рассылаться Комитетом РСПП своим членам, чтобы специалисты — экс-перты комитета — могли высказать свое мнение. Мы рассчитываем на активное взаимодействие государственных органов с промышленностью, на активное участие экспертного сообщества в обсуждении этих документов. А задача РСПП — донести мнение экспертного сообщества до Росстандарта и Минпромторга России и добиться того, чтобы это мнение было учтено.

— Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве РСПП в области технического регулирования  и  стандартизации с ЕАЭС.

— Когда Таможенный союз стал преобразовываться в единое экономическое пространство, то первым шагом стал процесс передачи проблематики технического регулирования на наднациональный уровень. Хотя традиционно это компетенция не таможенных союзов, а более продвинутых интеграционных группировок. И то, что ЕАЭС начал формироваться именно с проблематики технического регулирования, показывает, что проблемы снятия технических барьеров в торговле важны и в России, и в Белоруссии, и в Казахстане. Это позволило очень оперативно перейти к созданию нормативной правовой базы с утверждения не-скольких десятков технических регламентов.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. Он объединил базовые принципы всех ранее подписанных соглашений в области технического регулирования — Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования, Соглашения об обращении продукции и Соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации. Отличительной особенностью новой системы является более активное вовлечение промышленности и других заинтересованных сторон в обсуждение документов, определяющих политику в области технического регулирования.

При Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сформирован Консультативный комитет в области технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, в состав которого входят представители органов государственной власти стран-членов ЕАЭС. К работе в этом комитете также привлекаются эксперты Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, который играет ключевую роль во взаимодействии бизнеса с ЕЭК в вопросах технического регулирования.

В том, что это взаимодействие постоянное и эффективное, большая заслуга члена Коллегии (министра) по техническому регулированию ЕЭК В.Н. Корешкова. Он участник всех крупных мероприятий по вопросам технического регулирования, организуемых РСПП. В частности, речь идет о конференциях в рамках традиционной Недели российского бизнеса, ИННОПРОМа. Специалисты ЕЭК неизменно принимают участие в многочисленных мероприятиях, которые проводит Комитет РСПП в российских регионах.

РСПП давно и плодотворно сотрудничает в сфере технического регулирования с коллегами из Белоруссии и Казахстана. За годы совместной работы над техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС) накоплен солидный опыт. Сейчас стоит задача активного вовлечения в совместную работу представителей промышленности Армении и Кыргызстана. Кстати, еще до вступления в силу союзного договора, в ноябре прошлого года был подписан Меморандум о взаимодействии между Комитетом по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Национального института стандартов Республики Армения, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Совместная работа органов власти и представителей бизнеса достигла значительного эффекта и на национальном уровне, и уже на наднациональном уровне. И хотелось бы, чтобы опыт такой работы стал образцом взаимодействия бизнеса и власти, в том числе, в рамках имплементации договора о ЕАЭС.

Сотрудничество бизнеса и власти в сфере технического регулирования и стандартизации укрепляет наш авторитет и в сфере международного сотрудничества. В качестве примера можно привести форум «ИННОПРОМ-2015». Представители РСПП участвовали во многих мероприятиях форума, но ключевым стала сессия «Наилучшие практики использования международных стандартов для развития промышленного производства. Перспективы международной стандартизации», организованная Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия и Росстандартом. Для участия в сессии в Екатеринбург прибыли руководители крупнейших мировых организаций по стандартизации. Уровень участников был беспрецедентно высоким, несмотря на известные сложности международной политической обстановки.

Сегодня нам нужно решать задачи в сфере импортозамещения, не изолируясь от остального мира, а, наоборот, включаясь в процесс глобализации. Импортозамещение, как его понимают в России и власть, и бизнес, — это производство качественной продукции в России, конкуренция на           глобальных  рынках, а  также с мировыми  брендами на российском рынке.

— Какова ваша оценка роли стандартизации в развитии процессов импортозамещения?

— Сегодня, в условиях действия экономических санкций, ограничительных мер против России, особое внимание уделяется выработке стратегии импортозамещения и прицельному применению инструментов стандартизации, направленных на воспроизведение импортных технологий и реализацию активной промышленной политики.

Уровень стандартизации, уровень применения стандартов — это индикатор развития промышленности. В зависимости от того, как мы в этой работе участвуем, адекватный результат мы получаем по уровню конкурентоспособности нашей промышленности.

Совсем недавно мы получали из-за рубежа комплектное оборудование, системы управления и т.д. И пользовались этим оборудованием, не всегда задумываясь, по какому стандарту оно сделано. А сегодня нам это оборудование нужно воспроизвести на своем производстве, как минимум, не хуже. Сразу возникает вопрос, по какому стандарту сделана та или иная деталь, на ка-ких стандартах основаны системы управления? Надо знать, приняты ли у нас в стране эти зарубежные стандарты в качестве национальных (а у нас гармонизация около 47%), а потом решить, какое из предприятий России или ЕАЭС может это оборудование воспроизвести. То есть любой вопрос импортозамещения начинается с анализа стандартов, со сравнения, сопоставления российских и зарубежных стандартов, поэтому стандартизация в вопросах импортозамещения — это «ключик» от двери, которую нужно открыть, чтобы двигаться дальше.

Результаты опросов, проводимых РСПП, показывают, что сегодня около трети российских компаний применяют международные стандарты при производстве более 50% продукции. При этом доля компаний, не применяющих международные стандарты, постоянно сокращается, и сейчас она находится на уровне 37%. Российские предприятия все активней внедряют мировые практики организации промышленного производства. Утверждены национальные стандарты бережливого производства, вручены первые сертификаты соответствия этим стандартам. Бизнес внедрял эту технологию и раньше, но теперь процесс формализован. Росстандартом утверждены национальные стандарты бережливого производства и создана Система добровольной сертификации систем бережливого производства предприятий (СДС «ЛИНСЕРТ»).

Решению вопросов импортозамещения будет способствовать предусмотренная ФЗ № 162 возможность описания объекта закупок для государственных и муниципальных нужд на основе показателей качества и характеристик, установленных в национальных стандартах, учитывающих особенности отечественных производителей. Это обеспечит преимущества для отечественных предприятий при сохранении необходимого уровня безопасности и качества продукции. Использование стандартизации как инструмента импортозамещения будет обеспечено основными на-правлениями государственной политики в сфере стандартизации.

— В настоящее время принято 35 ТР ТС, большинство из них вступило в силу. Какие меры, по мнению РСПП, необходимы, чтобы они выполнялись на практике?

— Комитет РСПП традиционно, в  течение  многих  лет  проводит в различных регионах страны мероприятия по самым актуальным вопросам технического регулирования и стандартизации. Но сегодня,  в связи с вступлением в силу множества ТР ТС, самыми актуальными стали вопросы их применения в процессах повседневной деятельности предприятий, компаний. Поэтому Комитет РСПП в дополнение к своим традиционным мероприятиям начал образовательный проект с участием представителей органов государственной власти. Он посвящен вопросам именно практического применения технических регламентов. Например, совместно с Роспотребнадзором проведен ряд семинаров по практическому выполнению требований ТР, связанных
с производством пищевой продукции. Их основная цель — познакомить представителей промышленности с практикой решения конкретных вопросов, возникающих в ходе применения технических регламентов. В ходе семинаров слушатели приобретают и практические навыки для самостоятельной разработки, внедрения и поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП (ХАССП — HACCP (Hazard Analysis and Criti-cal Control Points) — система анализа рисков и критических контрольных точек. — Прим. ред.)

Здесь мы еще имеем дело с проявлением одной из ключевых проблем, мешающих развитию нашей экономики, — дефицитом квалифицированных кадров. Без них невозможно обеспечить высокую производительность труда российских предприятий, темпы экономического роста, а также импортозамещение и поступательность экономического роста. По результатам опросов, проводимых РСПП, более 60% российских компаний испытывают дефицит квалифицированных рабочих кадров, почти столько же — специалистов с высшим образованием, а 40% предприятий говорят о нехватке специалистов среднего звена.

Кадровая проблема включает ряд аспектов. Не случайно сегодня РСПП ведет большую работу по формированию профессиональных стандартов в рамках Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Сейчас бизнес, как никогда, заинтересован в подготовке квалифицированных кадров и готов работать в данном направлении.

Применительно к техническому регулированию, очевидно, что кадры решают все. И в других отраслях они, конечно, многое решают, но, поскольку техническое регулирование — область, формирующая некие параметры технологического прогресса, эта сфера для нас чрезвычайно важна. Ведь и для России, и для наших коллег по ЕАЭС очень важно преодолеть технологический разрыв с индустриально развитыми странами. И не только преодолеть разрыв, но и занять лидирующие позиции там, где у нас есть конку-рентные преимущества.

Стандартизация — это сегодня инструмент оценки техники и технологии в любой экономике. И нужны специалисты, разрабатывающие такие стандарты. Но в то же время нашим предприятиям нужны не только такие специалисты, но и специалисты, которые будут работать в органах надзора и в органах регулирования этой сферы.

— Надзор, контроль за соблюдением требований технических регламентов также, вероятно, требуют совершенствования?

— Несомненно. Здесь очень важно найти баланс, с тем чтобы, с одной стороны, не создавать излишних технических барьеров нашему бизнесу, а с другой, — обеспечить безопасность нашей продукции. Прежде всего через выполнение требований регламентов. Но необходимость совершенствования контрольно-надзорной деятельности сегодня обусловлена далеко не только задачами выполнения требований технических регламентов.

Министерством экономического развития РФ было подготовлено уже несколько редакций законопроекта «Об основах государственного и         муниципального контроля (надзора) в РФ». Но и в актуальной редакции, по мнению РСПП, законопроект не может быть одобрен. РСПП для уменьшения излишнего давления на бизнес и оптимизации контроля (а для этого, собственно, и разрабатывается документ) предлагает сначала проанализировать виды федерального, регионального и муниципального контроля на предмет их дублирования, пересечения и избыточности. Кроме того, по мнению РСПП, нужно пересмотреть обязательные требования, которые содержатся в отраслевом законодательстве. Только после такой масштабной ревизии могут быть подготовлены предложения по повышению качества регулирования контрольно-надзорных органов. Впрочем, это достаточно сложная тема, требующая отдельного обстоятельного разговора.

— Вопросы эффективного контроля, надзора напрямую связаны с проблемами качества. Всероссийская организация качества (ВОК) вместе с научно-технической общественностью неоднократно выступали с предложением о разработке национальной политики в области качества, но не нашли понимания у органов власти, а ведь положение дел с качеством продукции и услуг у нас тяжелое. Каково ваше мнение о необходимости такого документа?

— Думаю, разработка национальной политики в области качества достаточно актуальна. Сегодня государством наконец-то стало уделяться больше внимания вопросам качества продукции. Тому много подтверждений в виде принятия всевозможных документов на самом высоком уровне. Показательно в этом смысле и создание АНО «Российская система качества» (Роскачество). Постепенно приходит понимание того, что внимание государства к вопросам качества повысит конкурентоспособность на-шей продукции на внутреннем и международных рынках, приведет к тому, что она будет соответствовать самым современным стандартам.

Поэтому РСПП не только готов поддержать предложение ВОК, но и, если будет принято решение о разработке национальной политики, принять участие в этой работе.