28.04.15
Почти год российский бизнес существует в новой экономической реальности, связанной с внешними и внутренними вызовами. Изменились ли в связи с этим его приоритеты, скорректировало ли свою политику в сфере внешнеэкономического сотрудничества государство?

На Неделе российского бизнеса в этом году участники форума пытались найти адекватные ответы на злободневные вопросы: как сформировать новую внешнеэкономическую повестку и создать благоприятный бизнес-климат для наших предпринимателей и зарубежных партнеров.

Многие обращали внимание на изменение бизнес-стратегий международных компаний. Говорили о появившейся тенденции – сокращении внешних контактов у российских бизнесменов, в первую очередь, с представителями западных компаний.Но иностранный бизнес подтвердил готовность развивать экономические связи с Россией.

Об этом заявили выступавшие на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) главы ассоциаций зарубежного бизнеса. Они говорили и о предложениях снять с России санкции, которые мешают работе зарубежных компаний, о развитии импортозамещения и стимулировании локализации.

Бизнес решает немало текущих проблем. Это и преодоление традиционных барьеров в виде высокой административной и фискальной нагрузки, и адаптация к условиям только что начавшего работать единого рынка – Евразийского экономического союза. В таких условиях нужно расширять сотрудничество с зарубежными партнерами. Конкурентное преимущество России – близость и к Западу, и к Востоку.

Российский рынок для многих остается привлекательным. Львиная доля работающих здесь иностранных инвесторов пока не готова даже сокращать персонал, не говоря уже о том, чтобы полностью покинуть Россию. Они справедливо опасаются того, что довольно быстро найдутся конкуренты, которые займут их места.

Подтверждением интереса к России может служить, например, участие зарубежных инвесторов в капитале крупнейших российских компаний, имеющих стратегическое значение для экономики не только нашего государства, но и Западной Европы. Сегодня такие компании, как «Роснефть» и «Газпром», имеют в своем капитале существенное число иностранных акционеров. По данным на 2014 год, на держателей АДР (американские депозитарные расписки – Прим. «РГ») приходилось более 26 процентов акционерного капитала «Газпрома». В «Роснефти», по данным на 1 апреля, глобальные депозитарные расписки были выпущены на 7,5 процента общего количества акций, а 19,75 процента принадлежат компании ВР Russian Investments Limited.

Российские государственные и частные компании ведут крупные проекты за рубежом. Например, «Роснефть» через Национальный нефтяной консорциум участвует в разработке блока «Хунин-6″, который находится в нефтеносном бассейне пояса тяжелой нефти реки Ориноко. Компания ведет свою деятельность более чем в 15 странах мира, в том числе на территории Канады и США. Ей принадлежат доли в 4 НПЗ Германии, доля в итальянской нефтеперерабатывающей компании «Sapas S.p.A». «ЛУКОЙЛ» осваивает иракское месторождение «Западная Курна-2″ – одно из крупнейших в мире с извлекаемыми запасами в 13 млрд баррелей; работает в Республике Узбекистан по проектам «Кандым-Хаузак-Шады», «Юго-Западный Гиссар». Крупнейшая в мире компания по производству алюминия «РУСАЛ» развивает производство в Швеции, на Ямайке, в Африке и Китае. Активы в США, Канаде, Чехии, Италии, Казахстане и Южной Африке имеет наша металлургическая и горнодобывающая компания «ЕВРАЗ».

Многие из этих компаний сейчас испытывают трудности при работе на внешних рынках, связанные не только с кризисными явлениями в экономике, но и с внешнеполитическими разногласиями, и, вне сомнения, с определенным обострением мировой конкуренции. Но российский бизнес должен продолжать работать за рубежом. Это залог и продвижения государственных интересов, и повышения инвестиционной привлекательности России.

Думаю, именно поэтому неделю назад на заседании Госсовета, посвященному развитию малого и среднего бизнеса, президент России Владимир Путин дал четкий сигнал, заявив о необходимости формирования благоприятной деловой среды для развития российских компаний как на собственном, так и на международном рынках: «Мы обязаны сделать все необходимое, чтобы наши предприниматели смогли в полной мере реализовать свой потенциал. Это жизненно важно для развития страны, всех ее регионов, для того, чтобы российские компании заняли достойное место и на своем собственном рынке, и на международных рынках», – подчеркнул он.

Все решения, связанные с законодательством об участии в контролируемых иностранных компаниях, об амнистии капитала, сама логика этого процесса (например, отсрочка по уведомлениям об участии в иностранных компаниях) говорит о том, что российское политическое руководство нацелено на принятие четких и продуманных мер, связанных прежде всего с повышением прозрачности отечественного бизнеса без ущерба для его развития. Таким образом, цель и смысл законодательства о деофшоризации – это возможность и стимулирование возвращения капиталов, а не сворачивание активности российских компаний на зарубежных рынках.

Несмотря на санкционную политику и сложности в отношениях с западными партнерами, Россия – это часть мировой экономики. Наша страна сохраняет участие в экономических союзах и остается верной курсу на создание открытой экономики, привлекательной для внешних инвестиций, готовой к широкому сотрудничеству и честной конкуренции.

 

Российская газета