16.06.11

Тезисы выступления
исполнительного вице-президента РСПП А.В.Мурычева
на заседании Межрегионального банковского совета
при Совете Федерации ФС РФ 7 июня 2011 г.

Основным приоритетом российской социально-экономической политики на среднесрочную перспективу является активная модернизация экономики.

Модернизация отраслей и предприятий реального сектора экономики является основой для обновления других сфер жизни любого общества – политической, духовной, социальной. В 1990-е годы производственные фонды предприятий всех отраслей пришли к такому состоянию, которое напрямую угрожает экономической безопасности страны.

Поэтому для России первостепенное значение имеет модернизация производственных фондов действующих предприятий и отраслей, выпускающих конкурентоспособную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также создание новых высокотехнологичных конкурентоспособных производств.

Чтобы достичь цели, ее надо сформулировать. Чтобы реализовать программу модернизации, ее надо разработать и утвердить. Государственная программа модернизации должна быть построена на современных принципах стратегического и проектного управления и известна всем участникам рынка, включая население. В ней на конец горизонта планирования должны быть заданы значения целевых стратегических показателей, характеризующие ожидаемый результат модернизации (например, увеличение доли оборудования не старше 3 лет, рост доли инновационных технологий и продуктов) и сформирован портфель сбалансированных отраслевых и региональных проектов, обеспечивающих достижение целевых стратегических показателей модернизации.

Если допустить, что не менее 50% производственных фондов страны изношены, то потребность в их простом воспроизводстве составляет только в реальном секторе экономики более 30 трлн. руб.

По оценке министра финансов Кудрина А.Л. объем инвестиций в основной капитал, необходимый для решения задач модернизации, должен составлять 30% ВВП в год. По итогам 2010 г. этот показатель составил 20.% ВВП. Причем доля банковского сектора в объеме инвестиций не превышает 10% (в развитых рыночных странах 20-30%), а доля бюджетных средств выше 22%.

Следовательно, необходимо в 1,5 раза увеличить годовой объем инвестиций в основной капитал и как минимум в 2 раза – долю банковского сектора в инвестициях.

Решение этой задачи требует учета комплекса факторов:

• состояния глобального и российского рынка инвестиций;

• макроэкономических факторов (снижение инфляции, понижение курса национальной валюты, состояние бюджета, резервов, управление денежным предложением);

• институциональных факторов (развитие конкуренции, улучшение инвестиционного климата, сокращение бюрократических барьеров);

• стимулирования развития банковской системы, финансового рынка, предприятий.

В условиях глобальной макроэкономической и политической нестабильности реализация программ экономического развития и повышения эффективности экономик будет в большей степени зависеть от внутренних источников инвестиций и эффективной поддержки государства.

Государство должно усилить свою координирующую и институциональную роль в решении проблемы роста инвестиций в основной капитал и создания эффективной финансовой системы поддержки модернизации.

Если укрупнено представить структуру системы финансовой поддержки модернизации российской экономики на инновационной основе, то в ней можно выделить 3 уровня институтов: бюджет, институты развития, российские коммерческие банки и инвестиционные компании и фонды.

Согласно прогнозу Минэкономразвития инвестиционные расходы бюджета сократятся с 3,7% ВВП в 2008-2009 гг. до 2,6-2,8% в 2011-2012 гг., государственный спрос будет стагнировать, расходы на финансирование программ по преодолению ограничений инфраструктуры и по модернизации будут ограничены.

Национальные институты развития такие как ВЭБ, РОСНАНО, РВК, Фонд Бортника, Россельхозбанк, АИЖК, ОЭЗ обладают значительным капиталом, предоставленным им государством. Только уставный капитал этих организаций составлял на начало года более 720 млрд. руб.

Участие этих организаций в проектах модернизации и инновационного развития позволяет дополнительно привлекать частный, включая иностранный, капитал в эти проекты и по оценкам ВЭБа реализация инвестиционных проектов модернизации в формате ГЧП позволяет на 1 руб государственных средств привлечь 3-4 рубля частного капитала.

Развитие государственно-частного партнерства – важнейшая задача государства и с точки зрения необходимости ускорения принятия соответствующие нормативно-законодательной базы, и с точки зрения необходимости реализации социально значимых проектов модернизации (ЖКХ, энергетика, дорожно-транспортная инфраструктура и др.), без которых нельзя улучшить инвестиционный климат и инвестпривлекательность российской экономики.

На деятельность российских институтов развития сильно повлиял кризис 2008-2009 гг., расширился круг решаемых ими задач и приоритетов. Программа же модернизации требует сфокусированной деятельности институтов развития, оценки эффективности их деятельности реальным экономическим эффектом от реализуемых проектов. И это не только новые рабочие места, повышение доходов населения, поступления налогов в бюджеты. Главное – необходима оценка добавленной экономической стоимости, создаваемой предприятиями в рамках программы их модернизации. Это и увеличение продажи несырьевой продукции на экспорт, увеличение доли инновационной продукции и применяемых технологий и т.д.

Необходима комплексная оценка социально-экономической эффективности работы институтов развития, причем не по степени выполнения установленных КПЭ (как предлагает Минэкономразвития), а по приросту создаваемой ежегодно добавленной стоимости и ее вкладу в прирост ВВП. Государство, создав институты развития, должно показать себя эффективным инвестором и оценивать эффективность своих инвестиций в созданные национальные институты развития.
Деятельность ВЭБа важна не только с точки зрения финансирования крупномасштабных инвестпроектов, но и с точки зрения развития ГЧП, финансирования региональных коммерческих банков для реализации программы поддержки МСП.

Поэтому эффект деятельности банка развития проявляется и в приросте объемов бизнеса инновационных и высокотехнологичных компаний МСП.

Построение эффективной финансовой системы поддержки модернизации требует консолидации всего финансового сообщества и сфокусированной деятельности каждого ее участника.