29.11.19

Активное использование цифровых образовательных технологий при подготовке и переподготовке кадров для промышленности обсудили на выездном заседании Комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам. Заседание прошло на Cинарском трубном заводе.

Проект создания цифровой платформы центра опережающей профессиональной подготовки Свердловской области был представлен директором института технологий открытого образования УрФУ Александром Карасиком. По его словам, проект станет на ближайшие годы одним из ключевых приоритетов Уральского федерального университета. Деятельность таких центов невозможна без цифровых технологий и специальных платформенных решений, обеспечивающих подготовку кадров с учетом индивидуальных требований конкретных предприятий и в соответствии с приоритетами развития экономики региона. Разработка такого платформенного решения и ведется специалистами УрФУ.

По словам Александра Карасика, цифровая платформа позволит интегрировать ресурсы образовательных организаций и предприятий, став тем инструментом, который, с одной стороны, будет накапливать ресурсную базу, а с другой — поддерживать в актуальном формате базу компетенций и осуществлять гибкое конструирование самих программ под потребности предприятий.

«Опережающая профессиональная подготовка предполагает активное использование сетевой формы реализации образовательных программ с применением материально-технических и кадровых ресурсов различных образовательных организаций и предприятий. Немаловажную роль в этом процессе играют и цифровые образовательные ресурсы. УрФУ имеет большой опыт использования всех возможностей цифровых форм обучения. Будут задействованы платформы онлайн-обучения и цифровые образовательные ресурсы для теоретической подготовки, виртуальные тренажеры и практикумы для практической подготовки. Платформа будет иметь модульную структуру и позволит очень гибко формировать образовательные программы под конкретные нужды предприятий», — говорит Александр Карасик.

«Университет активно сотрудничает с Синарским трубным заводом, — заявил Александр Карасик. — Наши студенты ряда профильных специальностей регулярно занимаются в учебных мастерских предприятия, приобретая практические навыки работы с реальным промышленным оборудованием. Я уверен, что использование всех возможностей разрабатываемой нами цифровой платформы станет еще одним важным этапом нашего сотрудничества с заводом. В данном случае речь идет о сочетании материально-технической базы, цифровых образовательных ресурсов вуза и оборудования предприятия. Такой смешанный формат обучения позволит теоретическую базу изучать через онлайн-курсы и цифровые ресурсы, а практику проходить, к примеру, в таких учебных полигонах, который сейчас действует на Синарском трубном заводе».

Формирование университетом цифровой образовательной платформы четко вписывается в решение ключевых задач создаваемых в регионе центров независимой оценки компетенций. Директор межотраслевого центра развития квалификаций УрФУ Валентина Федотова отметила на заседании, что по оценкам ведущих экспертных организаций, в 2025 году свыше 10 млн человек поменяют рабочее место и вид деятельности. При этом 34 млн человек уже находятся в «квалификационной яме», а 68% работодателей, реализующих инвестиционные проекты, основным препятствием считают недостаток квалифицированных кадров.

«Цель национальной системы квалификаций — устранение кадровых дефицитов, сбалансированный рынок труда, продуктивный диалог между рынком труда и образованием, — подчеркнула Валентина Федотова. — Независимая оценка квалификаций является одним из инструментов национальной системы квалификаций. Сегодня очевидна необходимость поиска новых решений подготовки и оценки специалистов».

УрФУ — один из ведущих университетов России, участник проекта 5-100, расположен в Екатеринбурге — столице летней Универсиады-2023. Вуз выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».

Фото: Эдуард Никульников