15.03.12

13 марта 2012 года под председательством Президента РСПП А.Н. Шохина состоялась публичная дискуссия по возможным форматам введения в России налога на сверхпотребление.

В обсуждении приняли участие член Бюро Правления РСПП, Председатель совета директоров Корпорации «Биоэнергия» Д.М. Якобашвили, представители компаний-членов РСПП, федеральных органов исполнительной власти, экспертных и образовательных учреждений.

Во вступительном слове Президент РСПП А.Н. Шохин представил итоги ранее состоявшихся обсуждений, результаты экспресс-опроса компаний-членов РСПП по введению налога на сверхпотребление, а также обозначил основные направления для дальнейшей дискуссии, включая формат введения налога и возможные проблемы с его администрированием, определение понятия «роскошь», в том числе региональной специфики, ориентации на обложение владения имуществом или сделок с ним и ряд других вопросов.

Одной из ключевых тем для обсуждения стали социальные инвестиции компаний и отдельных предпринимателей. В частности Председатель совета директоров Корпорации «Биоэнергия» Д.М. Якобашвили отметил, что необходимо исключить ситуации, когда в понятие «роскошь» могут попробовать включить по-настоящему социальные инициативы, в частности по возвращению утраченных после революции ценностей. Также он обратил внимание, что налоговая система должна не выдавливать высокими ставками финансовые средства и имущество компаний и предпринимателей за рубеж, а способствовать их возвращению в страну, вплоть до проведения полноценной амнистии для уже «выведенных» средств.

Обсуждение продолжил Управляющий партнер компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев, который остановился на мировом опыте введения налога на роскошь и обозначил основные риски администрирования такого налога в России.

Директор по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения Ольга Каменчук представила результаты опроса, проведенного ВЦИОМом. Опрос показал, большинство граждан осведомлены о ведущейся дискуссии и значительная часть поддерживает идею налогообложения сверхпотребления. При этом похожие результаты показал и опрос РСПП. При этом понятие роскоши отличается в различных регионах, хотя в среднем это личный воздушный и водный транспорт, крупная жилая недвижимость и земельные участки. Также опрос показал, что многие сомневаются в успешности введения налога на роскошь из-за сильной региональной дифференциации («то, что в регионе роскошь, в Москве может быть обычным делом»), возможности ухода от налога владельцами предметов роскоши и одновременно распространения его на средний класс.

Итоги региональных общественных обсуждений налога на роскошь, прошедших в 10 городах России за последние две с половиной недели, представили Александр Согомонов, Академический директор Центра социологического и политологического образования РАН и Михаил Черепанов, Первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей. Александр Согомонов остановился на специфике восприятия функции налога на роскошь и определения роскоши, сформированной по итогам обсуждения. В свою очередь Михаил Черепанов отметил, что результаты обсуждения налога на сверхпотребление в Екатеринбурге на площадке Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей практически не отличались от позиции предпринимателей по результатам базового опроса РСПП, как в целом по отношению к налогу на роскошь, так и конкретным параметрам (формат, пороговые значения и т.д.).

Большое внимание уделялось вопросам дальнейшего взаимодействия государства, бизнеса и общества при выработке конкретных параметров налогообложения сверхпотребления. В частности, заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Татьяна Илюшникова отметила, что озвученные Министерством предложения по формату введения налога на роскошь и качественным пороговым значениям для имущества, не являются окончательными, а могут уточняться по итогам обсуждений. При этом именно публичные дискуссии позволяют выявлять риски и ограничения обсуждаемых форматов введения налога на сверхпотребление.

Заместитель Председателя Комитета РСПП по налоговой политике Андрей Тихоновский остановился на вопросах, связанных с базовыми принципами обложения сверхпотребления, в том числе определения функциональности конкретного имущества, которое может подпадать под понятие роскошь. В результате можно либо подводить под категорию роскоши только явно нефункциональное потребление, не трогая всего, что находится в области двусмысленного, что оставляет возможность для недобросовестного поведения и ухода от налога; либо установить некоторые нормы функциональности, которые неизбежно будут произвольными. Альтернатива – вообще строить закон в логике сокращения социальной дифференциации и привязываться к среднестатистической «норме потребления», когда расходы на ведение домашнего хозяйства и личного потребления могут в какое то количество раз превышать без налогообложения некую среднестатическую норму что, вместе с тем, вызывает сложности с администрированием.

Достаточно подробно обсуждались вопросы оценки стоимости имущества в налоговых целях в условиях, когда нет определенности с тем, кто должен платить за такую оценку, при том, что даже в земельной сфере не завершена работа по кадастрированию.

В целом участники дискуссии согласились, что одним из наиболее приемлемых вариантов налогообложения сверхпотребления является использование существующих инструментов, таких как налог на имущество, земельный и транспортный налог без введения специального налога.

Один из главных критериев эффективности налога – недопущение распространения нагрузки на малообеспеченных граждан и средний класс, инвестиционные расходы граждан и компаний.

Участники дискуссии согласились, что фискальное значение данного налога невелико, вместе с тем, это может быть чувствительный по объемам источник средств для региональных и местных бюджетов с поправкой на региональную специфику, особенно выявленные различия в трактовке понятия роскошь.

Особо отмечалась необходимость снижения административных барьеров при регистрации имущества, а также ограниченная возможность дальнейшего повышения уже достаточно высокой нагрузки на отдельные виды имущества (существующие налоговые ставки и иные расходы, связанные с владением таким имуществом, уже приводят к тому, что оно практически не регистрируется в России).

В завершение Президент РСПП А.Н. Шохин отметил, что сформированные по итогам широких общественных и профессиональных обсуждений, опросов в «он-лайн» и «офф-лайн» пространстве, круглых столов, предложения будут представлены Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину.

Вместе с тем, дискуссия о налогообложении сверхпотребления на площадке РСПП не завершена. Следующим этапом станет подготовка и обсуждение законопроекта, регулирующего налогообложение сверхпотребления, в том числе проведение оценки его регулирующего воздействия в качестве пилотного проекта ОРВ в налоговой сфере.

Предварительные результаты экспресс-анкетирования РСПП

Источник информации: Пресс-служба РСПП

Ключевые слова: