15.07.16

Одна из ключевых задач, которую мы в последние годы действительно решаем, – предоставить гражданам наибольшие возможности с точки зрения информированности о ситуации на рынке труда, о профессиях, которые получают развитие, о требованиях, предъявляемых работодателями к этим профессиям. Соответственно, это делается для того, чтобы мы могли дать нормальные импульсы, в том числе и системе образования, и выбору, и развитию карьеры каждого конкретного человека, повысить его конкурентоспособность на рынке труда.

Здесь несколько аспектов работы, которая проводилась. Во‑первых, это дальнейшая работа по подготовке профессиональных стандартов. Эта работа продолжается, и уже сегодня у нас более 800 профессиональных стандартов. Мы ее не сворачиваем. Мы договорились с объединениями работодателей, с Национальным советом в этом году планируем еще порядка 200 профессиональных стандартов подготовить.

И главное сейчас – тот закон, который принят, применение профессиональных стандартов, их внедрение в жизнь. С 1 июля эта норма вступает в действие, Правительство выпустило соответствующее решение. И для всех государственных учреждений бюджетной сферы, государственных корпораций, обществ с государственным участием предусмотрен переходный период до 2020 года. Главная задача будет заключаться в том, чтобы граждане смогли пройти переподготовку, с тем чтобы повысить свои знания и умения.

Второе направление – это то, что связано со справочником профессий. Этой работе также было посвящено достаточно много времени. Мы такой справочник вместе с Агентством стратегических инициатив, с работодателями, с отраслевыми объединениями работодателей подготовили. И теперь задача заключается в том, чтобы он стал общедоступным, постоянно обновляемым, чтобы люди действительно могли по нему ориентироваться. Сейчас подготовлен законопроект, он в ближайшее время на Правительстве будет рассмотрен, и осенью мы его хотим принять.

И третье направление – это новая система оценки квалификаций. Третьего июля закон подписан. В чем сейчас проблема и какие задачи мы видим перед данным законом? Он еще требует принятия достаточно большого количества актов Правительства до конца года. Сейчас люди сталкиваются с тем, что когда они переходят с одного предприятия на другое, с них требуют подтвердить свои знания и умения, работодатели не доверяют просто тому, что записано в трудовой книжке.

И вторая проблема заключается в том, что зачастую те, кто имеет навыки и опыт просто в силу того, что они работали где‑то, но не имеют подтверждения образования, документа образовательного учреждения. Закон эту проблему позволит решить, так как работодатели на основе отраслевых союзов создадут советы, эти советы уже создаются, и создадут центр оценки квалификаций. С одной стороны, работодатели смогут туда направлять работников. При этом у работника будут сохранены все гарантии, заработная плата, и работодатель сможет эти расходы включать в себестоимость. Мы внесли соответствующие изменения в Трудовой кодекс, чтобы эта система была интересна всем. И работники смогут эти все подтверждения получить, если они такое решение примут, то есть для них появляется большая возможность использовать эту независимую структуру.

Как я сказал, нам еще предстоит принять достаточно большое количество нормативных актов вместе с работодателями и вместе с профсоюзами. Надеемся, что с 1 января эта система заработает, хотя уже отдельные элементы ее в экспериментальном режиме существуют. И мы полагаем, что эта система даст новый импульс для повышения квалификаций, для развития новых навыков и новых потребностей рынка труда.

Министерство труда и социальной защиты РФ